Епиходов – один из второстепенных персонажей в пьесе Чехова. Он является конторщиком, занимающимся хозяйством. Его можно отнести к былому поколению помещиков, которые противопоставляются новым людям. С ним всё время приключаются неприятности, за что герою даже дали прозвище «двадцать два несчастья». К своим неудачам Епиходов относится с юмором, он уже привык к ним.
Мужчина считает себя умным и начитанным человеком, пытается выражаться фразами из книг, но зачастую люди не могут понять, о чём он вообще говорит. Выражение собственных мыслей даётся конторщику с трудом. Он понимает слова, которые пытается использовать в речи, но не понимает их сути.
Этот персонаж любит играть на гитаре и петь. Также совсем не знает, чего именно он хочет от этой жизни. Персонаж не имеет конкретной цели и направления своего существования. Епиходов человек нелепый, полностью сдавшийся перед судьбой. Он не только не противостоит жизненным обстоятельствам, но и подводит под своё положение философскую основу.
Персонаж пытается сбежать от реальности и всячески оправдать свою несостоятельность, обвинить во всех своих неудачах внешние обстоятельства. Полной его противоположностью является Лопахин. И если Епиходов человек глупый, но начитанный, то Лопахин умный, хотя и необразованный. Но главное их отличие в том, что Лопахин очень энергичен, трудолюбив. Он из тех людей, кто не сдаётся под напором жизненных трудностей, а наоборот чувствует в себе силы что-то изменить.
Образ данного персонажа, как и других в пьесе, является комичным. Чехов показывает человека, не желающего прикладывать усилия для того, чтобы что-то изменить и улучшить в собственной жизни. Это весьма нелепая личность, которая не способна к положительным изменениям. Епиходов сам себя считает человеком неудачливым, ведущим бесцельную жизнь. Он завидует старику Фирсу.
Но не смотря ни на что, менять своего положения персонаж не собирается. В этом и есть скрытая идея всей пьесы, что никто не хочет прилагать усилий для того, чтобы как-то изменить ситуацию. В итоге выходит, что дворянство разоряется и уничтожается вишнёвый сад. И происходит это, в том числе, благодаря таким людям, как Епиходов.
Сочинение Образ Епиходова
«Вишневый сад» — это лирическое произведение, жанр которого автор обозначил комедией. С первыми постановками пьесы многие зрители, посетившие спектакль, ничего не поняли, не смогли уловить ту суть, которую заложил великий А.П.Чехов, не разгадали загадок, не прочли между строк. Но каковы же были овации, каким же популярным стал автор, когда люди всё же увидели, поняли, что скрывается за диалогами множественных героев.
Епиходов Семен Пантеелевич — это второстепенный герой произведения, «двадцать два несчастья»: он то букет уронит, то стул. Он имеет навык игры на гитаре и пытается выражаться по-умному, книжными фразами, и потому остальные не в силах сообразить, что «умник» имеет в виду.
Образ Епиходова в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад» комичен и служит для очередного выделения скрытого сюжета. Благодаря символам и гротескному описанию гениальный Антон Павлович изображает человека, который, как и все остальные персонажи, не стремится сделать хотя бы что-нибудь, чтобы улучшить свое состояние. Епиходов же, например, даже искренне считая себя человеком крайне неудачливым и испытывая зависть в том числе и к престарелому слуге Гаевых Фирсу, которому «пора к праотцам», не собирается исправлять своего положения — в этом и есть раскрытие ключевой задумки, которая движется в пьесе «подводным течением»: никто не хочет приложить усилия чтобы что-то изменить, а потому разоряются дворянские гнезда, потому уничтожается вишневый сад.
Семен Пантелеевич — это «обиженный судьбой» конторщик, неловкий и неудачливый человек. При этом герой определяет себя начитанным и развитым, но изъяснение мыслей в устной форме зачастую не дается ему совсем. Горничная Дуняша, которой Епиходов предложил руку и сердце, делится мыслями по поводу него: «…иной раз как начнет говорить, ничего не поймешь». Объяснить подобное просто — горе-романтик образует свою речь из огромного количества заумных вводных слов, превращая общение в пытку для любого слушателя: «Конечно, если взглянуть с точки зрения, то вы, позволю себе так выразиться, извините за откровенность, совершенно привели меня в состояние чувства».
Основной трагизм состоит Семена в том, что за своими нескончаемыми жалобами на жизнь он абсолютно забывает о самой жизни, обесценивает её. Тем не менее данная особа со временем он мирится с порядком вещей, начинает видеть во всем предопределение (философия Бокля).