Роман «Преступление и наказание» написан великим и известным русским писателем девятнадцатого века Федором Михайловичем Достоевским. В своем произведении автор придал большое значение цветам, в который окрашена действительность в романе.
В этой статье представлен анализ значения цветовой гаммы, использованной в романе «Преступление и наказание» Федором Михайловичем Достоевским для более глубокого погружения в атмосферу произведения читателя. Абсолютно каждому цвету Федор Михайлович Достоевский придал какое-то символическое значение, чтобы лучше и понятнее донести свою мысль к читателю. Именно цвета помогают раскрыться душевному состоянию каждого из действующих героев.
Изначально можно подумать, что все события, которые развиваются в произведении, происходят в желтом цвете и во всевозможных его оттенках. Да, конечно, трудно отрицать этот факт, но желтый цвет действительно все-таки находится в преобладающих позициях. Но кроме него также использованы и белый, и черный, и красный цвета. Они тоже имеют свою неповторимую и индивидуальную функцию.
Сначала проанализируем к самому распространенному в описаниях цвету – желтому цвету. Какие символы он имеет? В первую очередь желтый создает ассоциации болезни, когда говорят о людях. А вот когда речь идет о вещах, то он наоборот выступает, солнечным, лучистым, радостным, золотым, положительные впечатления. Но это не в романе Достоевского. Этот цвет и его оттенки ассоциируются только со всем плохим, больным, жалким и ничтожным, тем что портит настроение. К примеру, в произведении встречаются такие словосочетания, как «желтый стакан», «желтая вода», «желтый сахар» и многие другие. Причем использованы они в плохом контексте.
Желтый стакан – это емкость, которую давно не мыли. Желтый сахар сочетается с треснутой посудой. А желтая вода говорит о хвори главного героя и обмороками, которые появились у него после убийства старушки.
Также желтый тон встречается при описании других предметов, ассоциируясь с убогостью и беднотой. Желтые обои? Согласитесь, это даже не дешево, а нищенски. Желтый цвет имел власть и в комнате, в которой Раскольников убил Алену Ивановну.
Временами вместо постоянного повторения автор называет желтый цвет «бледным». Таким образом, можно сказать, что желтый цвет у Достоевского выступает в роли цвета убогости, жалкости, обыденности жизни героев в Петербурге.
Также в произведении имеется красный цвет, который также выполняет не мало важную роль. Сам по себе красный отменно контрастирует с желтым. Красный цвет – это цвет опасности, крови, войны (внутренней). В некоторой степени красный цвет пугает Раскольникова своей яркостью.
А вот голубой – это приятный цвет, цвет глаз Сони, цвет неба (но не петербуржского). Это подводит к другому цвету – серому, черному.
Серый и черный цвет используется при описании зданий, природы, мрачной жизни главных героев.
Зеленый цвет приводится в качестве свежести, чистоты и надежды на возрождение, восстание из бездны.
Значение и символика цвета.