Одним из второстепенных персонажей произведения является приблудный житель острова по прозвищу Богодул, представленный писателем в образе глубокого старика.
Герой описывается в повести в виде босого, лохматого, нестриженного мужчины с постоянно красными глазами, имеющего огромные руки, мясистый, кочковатый нос и цепкий, пугающий взгляд, всем своим видом напоминающий снежного человека или лесного чудища лешего. Богодул отличается сиплостью, дырявостью голоса и тяжелой, шоркающей походкой. Мужчина немногословен, его редкая речь состоит из объяснений необходимого Богодулу и насыщена матерными русскими фразами, которые и легли в основу его прозвища, происходящего от слова «богохул».
Богодул представляется окружающим как выходец из поляков и не принадлежит к местным жителям Матеры, хотя и проживает на острове достаточно длительное время, занимая заброшенные дома из которых периодически раздается его могучий храп. Среди островных жителей по поводу появления героя на сибирской земле ходят слухи о судимости Богодула за совершенное убийство и отправку его на каторжные работы, однако правдивость данного слуха не имеет под собой оснований.
Характерными чертами Богодула писатель называется его задиристость, угрюмость и бесстрашие, чем завоевывает любовь местных старух, которые при виде Богодула бросают всю домашнюю работу и кидаются его встречать в надежде услышать редкие, но понятные и связные рассуждения героя.
Эта женская симпатия к Богодулу вызывает у мужской части населения Матеры ревностную нелюбовь к блажному чужаку, которого они принимают как зловредного, бесполезного человека, поскольку он не участвует в болтовне мужиков и в их частых попойках.
В ситуации с переселением жителей Матеры Богодул ведет себя спокойно, выступая в качестве хранителя острова, спасая местный погост от мародеров и осуществляя постоянный контроль над приезжими на Матеру чужаками, представляющимися помощниками.
В конце повести Богодул не покидает остров, а принимает решение остаться вместе со старухами. В итоге лодка, на которой находятся местные жители совместно с Богодулом, как и вся Матера, покрывается холодной водой.
Раскрывая образ Богодула в повести, писатель иллюстрирует истинное человеческое желание обрести покой на том же месте, откуда исходят его родственные корни и где чувствуется взаимосвязь с прошлым.