Азамат – молодой горец, который стремится во всем подражать Казбичу. Вероятно Азамат избалован и ему не достает подлинной гордости и достоинства сына князя. Ему только пятнадцать лет, но к этому возрасту вполне возможно немного созреть морально и обрести некоторые идеалы.
Чем-то Азамат напоминает современную золотую молодежь, которая пользуется своим положением только для того чтобы искать низменные развлечения, нарушать общественный порядок и кичиться собственной безнаказанностью. Азамат тоже хочет подражать разбойнику и при этом падок до денег, он ворует в собственной семье для того чтобы получить награду. После этого он предпринимает воровство коня Казбича, для того чтобы больше подражать разбойнику.
Страшась последствий Азамат сбегает из дома, после того как помогает похитить Белу. Поэтому Азамат является трусливым человеком – тоже определенный штришок в пользу его негативной характеристики.
Наверное, в чем-то возможно оправдать поступки этого молодого человека его молодостью и избалованностью. Помимо этого, подобно всякому горцу он является довольно своевольным парнем, который думает по большей части только о себе, собственной гордости. В нем проявляется гордый кавказский дух, но проявляется, скажем так, не в лучшей его форме.
Безусловно, кавказцы – красивый и воинственный народ, который обладает собственным пониманием чести и достоинства, удалью. Тем не менее, Азамат – образ незрелой части этого народа, в которой положительные черты не сформировались, а точнее исказились под воздействием незрелости и отсутствия мудрости.
Печальным является факт дальнейшего развития Азамата, так как с высокой вероятностью этот человек навряд ли поменяется в дальнейшем и сможет стать кем-то стоящим и достойным представителем своего народа. Вероятно, он станет вороватым и властолюбивым человеком, который не считается с другими и пользуется собственной властью и силой, чтобы получить нужное ему. При этом вряд ли он буде склоне к чему-то высокому и достойному, ведь он с самого юного возраста начал причинять вред другим людям и ему нужны явно не такие примеры как Казбич для подражания.
Про Азамата
Азамат продолжает череду героев «восточного» типа. Этот молодой пятнадцатилетний парень. В каком-то смысле этот парень является маленьким Казбичом, он просто не резвившийся и не выросший Казбич. Тем не менее, со временем он станет именно таким.
Итак, какие главные черты мы видим в этой фигуре? Свободолюбие – подобно всем горцам, подросток является свободолюбивым и не терпит никаких запретов, повсюду хочет добиваться собственной цели.
С другой стороны он ограничен в собственных воззрениях и в каком-то смысле узколоб. К примеру, основа его поведения – подражание Казбичу. Он тоже хочет быть таким ярым и напористым, внушать определенные чувства другим.
Тем не менее, в этих порывах поведение Азамата довольно глупо и беспринципно, к примеру, он хочет именно коня Казбича, хотя является сыном князя и может позволить себе достойного коня. Получив искомое он помогает в похищении Белы, не подумав о чувствах других людей, а после этого совсем по-детски сбегает, устрашившись наказания.
В этом образе много инфантильности и если посмотреть на более взрослого Казбича, то, вероятно, такая инфантильность остается в горцах и со временем. Просто, если некоторые черты характера и типичное поведение в детском возрасте выглядят забавно, то у опытного и сильного разбойника такая несдержанность и неуравновешанность выглядит пугающе. Помимо этого мы видим некоторые отрицательные черты в характере Азамата, который падок до денег и может пойти на беспринципные поступки. В юном возрасте такие поступки бывают безобидными, но какими они станут, когда Азамат вырастет? Тут есть над чем поразмышлять.
На самом деле мы знаем, куда вырастает подобная личность – в разбойника Казбича, который, если разобраться, и во взрослом возрасте просто полон инфантилизма, хотя и старается выглядеть грозным. Конечно, в какой-то степени в этом заключаются особенности национального характера кавказцев и тут нужно просто отдать похвалу Лермонтову, который довольно точно сумел описать эти особенности.
Образ Азамата не является положительным или отрицательным, он таков, какой есть и не более.