Авторское определение жанра Грозы Островского

“Гроза” — знаменитая пьеса русского драматурга Александра Николаевича Островского. Изначально произведение задумывалось писателем как комедия. Однако в процессе работы над пьесой Островский внес множество изменений в первоначальный сюжет, обнажив социально-бытовой конфликт пореформенного периода второй половины 19 века. Таким образом, из комедии была вытеснена вся ее юмористическая составляющая.

“Гроза”, по определению самого Островского, это бытовая драма. Главный конфликт пьесы — борьба старого и нового, протест против угнетателей и унижения. К “веку минувшего” с его традициями и идеалами относится Дикой и Кабаниха. Это деспотичные властолюбивые люди, самодурство и тираний которых в драме приобретает ненормальные уродливые формы. Тема протеста против “темного царства” в пьесе по-разному трактуется Островским. Так, Варвара и Кудряш бегут из города. Дочь Марфы Игнатьевны не желает мирится с жестокостью и манипуляциями матери. Девушка сбегает из дома, выказывая протест против сложившихся в городе на Волге устоев. Тихон не отличается решительностью и твердостью характера, как его сестра, но и он находит в себе силы после смерти любимой женщины выступить против деспотизма Кабанихи.

Наряду с социально-бытовым конфликтом, в пьесе Островского присутствует очень сильный внутренний конфликт. Главная героиня “Грозы” Катерина противостоит “темному царству”. Молодая женщина является антагонистом Кабанихи, ее жестокости и тирании. Катерина, также как и Варвара, не желает мирится с деспотизмом и всевластием Марфы Игнатьевны. Девичья жизнь молодой женщины, ее религиозность, поэтичность сталкиваются с суровой реальностью, где нет места искренним чувствам. Героиня воспринимает смерть как избавление от гнета. Ее протест против угнетения и унижения — это вызов миру Дикого и Кабанихи. Такая сюжетная линия позволяет назвать “Грозу” трагедией. Конфликт между личностью и обществом разрешается гибелью героини. Однако, на мой взгляд, авторское определение жанра пьесы наиболее точное и правильное. По мнению Добролюбова, самоубийство Катерины — “это протест, доведенный до конца”. Конфликт поколений раскрывает стремление всех сословий общества пореформенной Росси к изменению жизненных устоев. Именно он занимает центральное место в сюжете “Грозы” и определяет ее жанр.

Оцените статью
Smart-pixel.ru