Основатель Троице-Сергиевой лавры родился в семье ростовского боярина Кирилла. С детства мальчик прославился чудесами, похожими на встречающиеся в жизнеописаниях других святых. Еще до рождения святого его мать Мария почувствовала, что когда она беременной присутствовала на литургии, младенец трижды прокричал, что священник истолковал как знак, что мальчик будет прославлять Троицу. Младенец не брал грудь в постные дни – среду и пятницу.
Варфоломею (как звали Сергия до пострига в монахи) не давалась грамота, но таинственный старец чудесным образом дал ему ее уразуметь.
Варфоломей стремился стать монахом, но родители просили его дождаться их смерти и он уступил. Он похоронил отца и мать, отдал причитающееся ему наследство младшему брату Петру. Автор Жития стремился подчеркнуть повиновение Сергия родственникам и его нестяжательство. После этого со старшим братом Стефаном они ушли в леса.
Через некоторое время старший брат покинул это место и стал духовником великого князя Дмитрия Донского. Варфоломей постригся в монахи под именем Сергия.
Ученик Сергия Епифаний Премудрый сообщает, что Сергия преследовали бесы, которых он изгонял постом и молитвою. Около хижины святого поселился медведь, с которым Сергий делился едой. Эпизод показывает героя Жития, как человека, преисполненного любви ко всем.
Постепенно около Сергия стали собираться желающие спасти душу через монашеское житье. Сначала их число ограничивалось двенадцатью. Монахи упросили Сергия принять священство и стать игуменом. Он согласился, но продолжал исполнять самую тяжелую физическую работу.
Первоначально монахи жили бедно, иногда могли голодать по несколько дней. Сергий призывал их проявлять терпение и показывал им пример. Святой запретил им просить милостыню, чтобы поддержать авторитет монашества.
Сергий проявлял большое смирение, одинаково радушно обходясь и с простыми людьми си с князьями. Видя его заплатанную рясу, посетители не всегда верили, что это игумен. Когда его брат Стефан начал устанавливать свои порядки в монастыре, то Сергий просто ушел, оставив ему все. После этого монахи стали собираться у нового места жительства святого.
В монастыре он ввел общежительный устав, получив грамоту, благословляющую его на это от константинопольского патриарха. Эта мера, как и основание Сергием множества монастырей способствовала поднятию духовности на Руси.
Сергий прославился множеством чудес: он воскресил умершего мальчика, изгнал беса из боярина. Чудесным образом он почувствовал, что мимо его монастыря проезжал проповедник Стефан Пермский, и они на расстоянии приветствовали друг друга.
Святой благословил Дмитрия Донского на битву с Мамаем, предсказав ему победу.
До своей смерти Сергий совершал чудеса, но, проявляя скромность, которая должна была быть присуща святому, запрещал монахам рассказывать о них до самой его кончины. После его смерти от тела его пошло благоухание.
В Житии Сергий показан эталоном монаха и святого, наделенного духовными дарами.