Произведение по жанровому направлению относится к трагедии, названной автором маленькой и созданной в соответствии с единством места, времени и действия в стиле классицизма. Творение является одной из составных частей пушкинского цикла, именуемого «Маленькие трагедии».
Основой для создания произведения служит легенда о смерти талантливого музыканта Вольфганга Амадея Моцарта, которая не имеет исторических доказательств, поэтому трагедия поэта не может являться историческим произведением.
Композиционная структура произведения состоит из двух действий и является традиционной, свойственной трагическому жанру, в котором монологи одного из героев Сальери имеют структурную окольцовку, обволакивающую действие пьесы. Внутренняя композиция трагедии представляет собой экспозицию в виде монолога Сальери, содержащего рассуждения об искусстве и собственной жизни, очевидную кульминацию в виде гибели одного из персонажей и философскую развязку.
Основной темой пьесы поэт рассматривает проявление взаимосвязанных человеческих чувств в виде зависти, таланта и упорного труда, рационализма и творчества, ремесленничества и гениальности.
В качестве стихотворного размера применяется шестистопный ямб, именуемый шекспировским.
Персонажи в произведении является вымышленными образами, условно совпадающими с реальными прототипами австрийским композитором Моцартом и итальянским музыкантом Сальери. Образ Моцарта используется поэтом в служебной роли для раскрытия истинной сущности второго героя в образе Сальери, при этом развитие характеров героев на всем протяжении повествования не происходит, а их натуры подвергаются испытаниям.
Содержание произведения подчеркивает противоположность образов персонажей, в которой Сальери символизирует человеческое самоутверждение, служителя искусства, а Моцарт олицетворяет небесные силы, отождествляющиеся в жизненной беспечности, бессознательности, дышащей гениальности в музыкальном творчестве, поскольку дружит с волею небесной и является сыном гармонии, предаваясь вольному искусству.
Центральное место в сюжетной линии отводится демонстрации человеческого негативного чувства в виде зависти, которая изображается поэтом в качестве самой разрушительной вещи, являющейся страшным смертным грехом, толкающим людей на совершение преступления.
Смысловая нагрузка произведения передает авторский замысел, заключающийся в проблеме внутреннего состояния человека, которую невозможно разрешить злодейскими поступками, что доказывается поэтом в виде торжества отравленного Моцарта над своим убийцей, утверждая несовместимость двух вещей: гениальности и злодейства.
Финальное заключение в трагедии звучит как реквием, погребальный гимн, созданный погибшим Моцартом, издающий дивную мелодию, вызывающую слезы и боль Сальери, считавшего себя борцом за восстановление справедливости ради служения искусству.
Вариант 2
В 1830 году, в самый плодотворный период болдинской осени, гений Пушкина рождает свету ”Моцарт и Сальери”. Маленькая трагедия, как характеризовал данный жанр сам поэт, стала одной из четырёх воплотившихся на бумаге. Вообще Пушкин планировал написать тринадцать трагедий. Но читателю знакомы только четыре — ”Скупой рыцарь”, ”Пир во время чумы”, ”Каменный гость” и ”Моцарт и Сальери”.
Произведение состоит из двух сцен, вследствие чего и появилось само название — маленькая трагедия. Но, несмотря на лаконичное изложение в трагедии, Пушкин поднимает глубокий вопрос древнейшего из человеческих пороков — зависти и иже с ней.
За основу взята легенда об австрийском композиторе Вольфганге Амадее Моцарте и его друге, итальянском музыканте, Антонио Сальери. Однако, действующие лица у Пушкина лишь условно совпадают с настоящими прототипами. Эта история помогла поэту излить на бумаге своё отношение к данному качеству людей и показать масштаб трагедии человеческой души. Кстати, после выхода в свет произведения, практически никто уже не сомневался в том, что Моцарт погиб именно от рук Сальери. Имя отравителя Сальери впоследствии общепризнанно стало нарицательным со значением ”завистник”.
Главный герой трагедии — Сальери. В то время, насколько бы странным это ни показалось, Моцарт — лицо второстепенное. Автор использует образ гения только для того, чтобы через него показать читателям всю низменность души Сальери, его гадкие мысли и помыслы. Исследуя внутренний мир главного героя, Пушкин обличает зависть, толкающую на преступление.
Повествование трагедии начинается в доме Сальери. В тот самый момент, когда в его душе происходит некоторый надлом. Сальери долго и упорно шёл к славе — учился красоте музыки и правильности построения мелодий, буквально ненавидит и по-чёрному завидует своему молодому другу и коллеге Моцарту, которому талант был дан при рождении. Его покидает былое спокойствие, поскольку он не в силах совладать с одарённостью.
В этот момент Сальери становится одержим новой идеей — он желает отравить Моцарта, невзирая на установившиеся между ними доверительные отношения. Поскольку завистник считает молодое дарование ”ошибкой природы”, которое не приложило ни капли усилий для достижения таких высот, а также абсолютно не ценит свой талант и разбазаривает его впустую.
По замыслу Пушкина Сальери являет собой человеческое самоутверждение, достигнувшее всего кровью и потом, тогда как Моцарт — это олицетворение высших, небесных сил. Противостояние этих сил неизбежно, и здесь Сальери раскрывается полностью, обличая своё грязное нутро. Однако, Моцарт даже не подозревает о том , что творится в душе товарища. Ему нравится общество друга, он чист пред ним как ребёнок.
Несмотря на то, что Моцарт — второстепенный персонаж, главную мысль в финале трагедии произносит именно он: ”гений и злодейство — две вещи несовместные”. Эта фраза, сказанная умирающим гением окончательно растаптывает душу Сальери. Только теперь он осознаёт, что совершил величайшую ошибку в своей жизни и понимает, что вместе с другом он убил в себе гения, теперь и ему незачем жить. Погибший от его рук талант останется жить вечно в сердцах людей, а он будет забыт.
Лирический образ Моцарта стал своеобразным отождествлением с самим поэтом, ему также хорошо была знакома зависть. Пушкин прекрасно понимал, насколько этот гнусный порок — зависть — коварен, как она разрушает дружбу и разъедает сердца.