Анализ трагедии Борис Годунов Пушкина сочинение

Анализ трагедии Борис Годунов Пушкина сочинение

Произведение поэта посвящено изучению проблематики взаимоотношений простого народа и царской власти, волновавшей многих пушкинских современников, задумавшихся о назревшей отмене крепостного права и об ограничении самодержавия. Поэма является переломным моментом в пушкинском творчестве и символизирует переход поэта от романтической лирики к описанию реалистических исторических эпизодов.

Сюжет
Сюжетная линия произведения основана на объективном описании моментов Смутного времени, которые связаны с предстоящим воцарением на троне Бориса Годунова, закончившимся коронованием Лжедмитрия. Поэт берет за основу своей поэмы материал, содержащийся в «Истории государства Российского», написанной Карамзиным Н.М., стремясь донести авторский замысел о причинах народных восстаний и роли каждой из сторон конфликта в происходящих кровавых событиях.
Композиция
Композиционная структура поэмы состоит из двадцати трех сцен, которые охватывают шестилетний период событий, начавшихся и закончившихся в помещении Кремля, время правления Бориса Годунова. Герои произведения условно поделены на несколько групп, состоящих из знаменитых личностей (Годунов, Патриарх, Самозванец), вымышленных персонажей, имеющих жизненные прототипы (Курбский, летописец Пимен), а также людей современного времени, которые не оставляют свой след на историческом пути (юродивый).

Жанр
Поэма написана в жанре исторической трагедии, раскрывающей основы духовной гибели русского народа, включая верховную власть в качестве царя и последнего крестьянина, с использованием пятистопного нерифмованного ямба и неповторимого стиля, приближенного к простой разговорной речи.
Помимо героев поэт использует и иные важные для изображения исторической канвы трагедии образы в виде израненной в бою лошади, разнузданной перед гибелью Лжедмитрием, раскрывая мысль о еле живом народе, нуждающемся в долгожданном освобождении.
Герои
Образ Бориса Годунова изображается поэтом в качестве глубоко трагичного человека, который, являясь страстным честолюбцем, не останавливается перед совершением преступления с целью достигнуть желаемого результата, не чураясь хитрых и сложных интриг. При этом Борис описывается как умный мужчина, искренне желающий совершать добрые поступки во имя России и ее народа, а также любящий и нежный отец.
Образ Григория Отрепьева является противопоставлением главному герою поэмы, поскольку изображается поэтом в качестве смелого, веселого, решительного авантюриста, простодушного баловня жизни, привлекающего к себе всесторонним талантом.
Произведение отличается художественным своеобразием, которое непосредственно связано с предназначением поэмы, написанной для театральной постановки, а не читательских посиделок. Этим объясняется важность действий поэмы, а не использованные в ней диалоги героев и монологи, из которых сложно понять душевные переживания героев, а также скупость пушкинских ремарок.
Вариант 2
Многие авторы художественных произведений обращались к исторической теме, чтобы лучше разобраться в происходивших событиях, осмыслить все превратности прошлого. Один из самых интригующих периодов в российской истории – начало так называемого Смутного времени – с 1598 года по 1613 год, когда страна находилась в тяжелом политическом и экономическом кризисе. В Москве происходит борьба между боярами и царской властью за привилегии и политическое влияние. После смерти Ивана Грозного правит его третий сын Федор, не имеющий наследников. В это время при таинственных обстоятельствах погибает младший сын Грозного 7-летний Дмитрий. Правление династии прекращается, власть берут бояре – на трон возводят представителя боярского рода Бориса Годунова, подозреваемого в заказе убийства царевича Дмитрия. В стране начинается хаос: ухудшаются погодные условия, наблюдаются сильные морозы, три неурожайных года приводят к массовому голоду, обнищавшие люди занимаются грабежами и разбоем. В таких тяжелых условиях распространяется слух, что правление Годунова незаконно, поскольку царевич Дмитрий жив и собирается свергнуть Бориса.
Образ Лжедмитрия появляется во всех книгах, посвященных Годунову. О нем писали Лопе де Вега, А.Н. Островский, Фридрих Шиллер и многие другие. Для русского читателя самое известное произведение об этом времени – пьеса А.С.Пушкина «Борис Годунов». Замысел произведения возник у поэта после прочтения «Истории государства Российского» Николая Карамзина, в котором уделялось много внимания Смутному времени и личностям Годунова и Лжедмитрия. Написав пьесу в 1825 году, Пушкин прочел отрывки Николаю I, который их одобрил. Но позже, ознакомившись с полным произведением, запретил его публикацию – «Борис Годунов» увидел свет лишь спустя 5 лет.
Жанр произведения – трагедия, предназначенная для постановки на сцене. Трагизм ощущается уже в начале произведения, когда Годунов отказывается принять власть. Но неопределенность ситуации, казалось бы, изменяется – Бориса убедили стать царем, конфликт разрешен, наблюдается оптимистичная атмосфера. В середине произведения герои пытаются бороться с судьбой, что приводит их к неизбежному краху – в конце трагедии при словах «Народ безмолвствует» возникает полная безнадежность.
Главная тема произведения – борьба за власть. Передавая исторические события близко к реальным, автор описывает ситуацию в стране. Бояре не любят Годунова, за глаза называя его цареубийцей. Князь Шуйский с самого начала подозревает, что Борис хитрит – отказывается от власти, чтобы набить себе цену. И действительно, после того как толпа граждан пошла к нему и стала на колени, он согласился. Дальше изображаются события спустя четыре года: в келье Чудова монастыря беседуют летописец Пимен и молодой инок Григорий Отрепьев – юношу вдохновляет рассказ об убитом царевиче, он решает сбежать и выдать себя за него.
Спустя несколько лет Шуйский докладывает царю, что появился якобы спасшийся Дмитрий, которого поддержали в Польше и Литве – он собирает сторонников и готовит поход на Москву. В это время Отрепьев, находясь в Кракове, влюбляется в Марину Мнишек, дочь своего покровителя, и признается ей в обмане. Девушка, не желая упустить возможность стать царицей, требует немедленного выступления армии.
Войско Отрепьева продвигается вперед, временами побеждая или проигрывая. Внезапно Борис Годунов умирает, передав царство сыну. Бояре предают юного царя и переходят на сторону Лжедмитрия – поднимают восстание, берут семью Годуновых под арест, а после убивают, объявив, что те отравились.
Нравственный выбор между моралью и желанием власти – тема, которая раскрывается в двух главных образах, Годунова и Лжедмитрия. Годунов считает, что мудрое правление и намерение понравиться народу может искупить его грех. Отрепьев не находит смысла в монашеской жизни и ради царствования решает воевать с собственной страной. Оба в своем стремлении к власти готовы преступить через нравственные принципы, и оба приходят к краху: царствование Годунова не приносит улучшения жизни народа, а после убийства молодого царя становится понятным, что от Отрепьева тоже не стоит ждать ничего хорошего.
Народные массы – еще один персонаж произведения. Они играют главную роль в борьбе за трон. Автор изобразил народ сострадательным, но легко поддающимся на провокации – простые люди выходят на улицы и делают то, что им говорят, обсуждая при этом ситуацию вполне здраво, но, не возражая против указаний лидеров. Вначале произведения толпа умоляет Годунова принять власть, потом, подогреваемая боярами, выражает недовольство и поддерживает Лжедмитрия. Свергнув Годуновых и увидев очередной акт насилия, народ приходит в немой ужас от содеянного.
Композиция произведения связана с ее предназначением – Пушкин писал пьесу для постановки в театре. Стиль изложения позаимствован у Шекспира, использован белый стих, отдельные части написаны прозой. В отличие от традиционных пьес, в 23 сценах события растягиваются на 7 лет и происходят в разных местах. В пьесе много монологов и диалогов, но Пушкин скуп на ремарки – читателям приходится самостоятельно догадываться о внутреннем состоянии героев. Поэтому, трагедия считается трудной для сценического воспроизведения.
Тем ни менее всем очевидно, что «Борис Годунов» заставляет задуматься о том, что аморальное поведение представителей власти, которые превыше всего ставят удовлетворение личных амбиций, а также беспринципность и недалекость народа порождают масштабные проблемы в стране.
Сочинение анализ произведения
Для того, чтобы лучше понять идею и замысле великой трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов» нужно углубиться в историю создания произведения. За основу были взяты достоверные исторические факты. Дворянина Бориса Годунова слёзно просили взойти на трон после смерти царевича Дмитрия, но появился некий Лжедмитрий, который своими ораторскими способностями повёл за собой народ. Так и началась эпоха Смутного времени. Поэта привлекла тема конфликта между правительством и народом, которая может быть актуальна и в наши дни. Поклонники поэта знают, что Пушкин всегда рассматривал глобальные проблемы и пытался найти способы решения.
В трагедии герои проработаны очень тщательно. Каждый характер отражает какую-либо актуальную проблему. Конфликты в произведении разделяются на внешние и внутренние.
Среди внешних конфликтов присутствуют исторические разногласия между разными сословиями. Например, бояре и дворяне, несмотря на то, что они примыкают к высшему сословию, умудряются доносить друг на друга и пакостить. Кто-то даже идёт против царя и переходит на сторону Лжедмитрия, например Курбский и Хрущов. Не все проблемы, однако, лежат на поверхности. Так как внешний конфликт затронул ещё и Литву, разногласия началась ещё и на религиозной почве.
Под внутренними конфликтами подразумеваются душевные переживания персонажей. Больше всего страдает главный герой Борис Годунов. У историков существует версия, что маленький царевич был убит Годуновым, а не в результате несчастного случая. Пушкин в своей трагедии придерживается именно этой гипотезы, поэтому новоиспечённого царя мучает страшный грех – убийство невинного ребёнка. Переживания присутствуют и у второстепенных персонажей. К примеру, воеводу Басманова мучает совесть, потому что он предал присягу и перешёл на сторону врага, то есть Лжедмитрия.
Таким образом, конфликты помогают лучше раскрыть как персонажей, так и картину в целом.
Возвращаясь к вопросу актуальности, проблематика трагедии отлично отражает проблемы любого времени. А.С.Пушкин как всегда уловил нужную нить и раскрыл её с блеском, ведь трагедия до сих пор является актуальным показателем. Поднимается вопрос об отношении народа и государство, о людях, отягощённых властью; также проблема лжи во благо и, например, вопрос о вранье и любви ради выгоды, ярким примером которого является блистательная Марина Мнишек.

Оцените статью
Smart-pixel.ru