Иван Гончаров назвал свою статью, посвященную произведению Грибоедова «Горе от ума» «Мильон терзаний». Такое необычное название заимствовано им из рассматриваемой комедии. Множественные сомнения терзают главного героя Чацкого.
Не случаен, выбранный автором жанр статьи. Критический этюд подразумевает рассмотрение одного конкретного вопроса. Внимательный читатель может заметить, что статья Гончарова имеет сходство с художественным этюдом, который обычно делают живописцы в процессе работы над будущей картиной. В этом значении в этюде прорисовывается конкретный предмет, позволяя разглядеть все детали и впоследствии связать увиденное с целостной картиной, как итогом авторского замысла. Этюд «Мильон терзаний» — это попытка глубокого анализа «Горя от ума».
На какие вопросы проливает свет автор статьи? С момента своего написания, на протяжении нескольких десятков лет комедия Грибоедова вновь и вновь играется в различных театрах, фразы из нее давно «разобраны на цитаты», отображая нравы общества начала 19 века, его основные типажи. Гончаров убежден, что смысл и художественные достоинства произведения намного глубже, чем принято считать.
Напомним, что «Горе от ума» было написано между 1815-1820 годами. Это было время либеральных идей, сторонниками которых, как правило, выступали молодые дворяне. В этом контексте вполне естественным выглядит противопоставление века нынешнего и века минувшего, старого уклада жизни и новых идей.
Что собой представляет Чацкий? Гончаров видит в нем уникальный тип разумной личности, он «не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен». Этот герой – яркий представитель нового времени, а новизна часто пугает, нарушает привычный образ жизни. Так происходит и в «Горе от ума». Его приезд в Москву становится громом среди ясного неба.
Мильон терзаний возникает в мыслях критика еще и от того, что любовная тема произведения не достаточно понята обществом. Он считает, что взаимоотношения в треугольнике «Софья, Чацкий, Молчалин» заслуживают большего внимания. Встреча героя с Софьей, ее холодный прием гостя являются завязкой комедии. По ходу пьесы читатель видит, как Чацкий ревнует, как безнадежно его положение, понимает, что у этих отношений не будет «хэппи-энда». Соперник Молчалин рисуется как полная противоположность главного героя, это человек, готовый всем угождать и поддакивать, у него нет личных убеждений, он ведомый человек. Софья прекрасно осознает это, ей льстит возможность подчинить своей воле такого человека. Эмоциональная окрашенность монологов Чацкого напрямую отражает его переживания по поводу равнодушия и холодности девушки. В финале «Горя от ума», когда герой спешит уехать из Москвы, личные мотивы тоже присутствуют. Совместное будущее с Софьей невозможно.
«Мильон терзаний» — это вполне конкретные напутствия для актеров, играющих данную пьесу. Гончаров призывает их к глубокому художественному пониманию произведения, уходу от банального изображения характеров, привычек и манер старомосковского общества.