Анализ сочинение повести Обелиск Быкова

Анализ сочинение повести Обелиск Быкова

Произведение является исторически бессмертной повестью писателя, раскрывающей тему преемственности поколений, верности национальным патриотическим традициям.
По жанровой направленности произведение представляет собой повесть в виде авторских размышлений на тему идейной нравственности человеческих поступков.

В центре сюжетной композиции представляется поступок главного героя произведения, который рассматривается писателем с разных точек зрения, при этом автор дает собственное понимание проявлению героизма, который, по его мнению, заключается в верности и преданности своему делу, акцентируя внимание на будущее поколение.
Построение сюжетной линии отличается художественным своеобразием, поскольку включает в себя не только повествование рассказчика, но и представляет собой описание его журналистской деятельности в виде сбора сведений о неизвестных героях военных событий, которые совершают бесславный подвиг ради собственной родной земли для счастливого будущего следующих поколений.
Ключевым персонажем повести является Алесь Иванович Мороз, представленный писателем в качестве сельского учителя, преданного своей профессии человека, отличающегося честным, добрым, милосердным характером.  С начала наступления войны педагог не бросает занятия с детьми и продолжает обучение, а также в силу своих возможностей оказывает им помощь в виде одежды, обуви. Однажды несколько учеников Мороза оказываются в плену у фашистов, учитель направляется в немецкий штаб с целью оказания защиты безвинно арестованных ребят. Но героизм мужчины оказывается бесполезным, учитель принимает смерть вместе со своими учениками через повешение, поскольку не в его характере оставлять беззащитных детей.

Также основным персонажем является Миклашевич Павел, представленный в образе тяжело раненного бывшего ученика Мороза, который повлиял на становление характера юноши. Павел во время войны становится участником партизанского отряда и при встрече с журналистом рассказывает ему о своем бывшем учителе. Впоследствии юноша по примеру своего учителя тоже начинает преподавать в сельской школе, постоянно напоминая своим ученикам об ужасах военного времени.
Еще одним персонажем является Коля Бородич, представленный в образе самого старшего и самого преданного своему учителю подростка.
После завершения войны на месте гибели учителя с воспитанниками сельчане устанавливают обелиск в память о мужестве, профессионализме, храбрости, патриотизму и смелости обыкновенного русского человека.
Смысловое значение повести заключается в изображении нравственных поступков людей. Художественная особенность произведения выражается в наполнении автором повествовательного сюжета атмосферой раздумья, предлагая читателя самостоятельно сделать вывод о поступке главного героя, будь то совершение подвига, либо необдуманного героизма.
Произведение отличается сложностью восприятия и неравнодушным повествованием.
Вариант 2
«Обелиск» — исторически бессмертная повесть Василя Быкова.В произведении тронута глобальная тема преемственности поколений, верности традиций отца, деда.
С самого начала повести раскрывается основная тема — уважение современниками фронтовиков, чтение их памяти. Рассказ ведется журналистом, который так и не встретился с человеком,прошедшим войну.
Рассказчик хочет восстановить справедливость и повествует об учителе Алесе Морозе. Он до самого конца остается верен и предан своей профессии. В годы войны этот учитель помогал детям, одевал их, обувал, заступался за мальчишек перед строгими отцами. На протяжении войны распространял сводки информбюро среди местных граждан.Учитель попал в плен немцев, чтобы спасти своих учеников, но был повешен вместе с ними. В повести восстановлена историческая справедливость. Имя учителя Алеся Мороза и одновременно героя войны прописано на обелиске в селе Сельцо.
Писатель наполнил всю повесть атмосферой раздумья. Нравственная сторона поступка главного героя была вынесена на дискуссию, после первого издания. Его действие рассматривали как подвиг, и одновременно, как необдуманное действие.
Героизм — идейно-нравственное понятие, позволившее понять проявления человека в мирное время и военные годы.
Сочинение по рассказу Быкова Обелиск
Сама повесть была закончена в 1971 году, но опубликован первый экземпляр только в 1972 году. И молниеносно был подвергнут сильной критике. Эта критика развивалась над моральным обликом главного героя Алеся Мороза. «Обелиск» — это историческая повесть, имеет большой уклон на военную тематику. В повести затронуты вечная тема, конфликтов, отношений между разными поколениями, соблюдение традиций старшего поколения. Размышления, поведанные в повести о событиях далёкого прошлого нужны для формирования морального обличия новых поколений.
С первых строк Василий Быков повествует об отношении того времени людей к памяти погибших фронтовиков. Повествование ведёт журналист, он искал встречи с участниками боевых действий. Но так и не удалось пообщаться с такими людьми. Журналист, стремиться восстановить справедливость и ведёт рассказ о наставнике, учителе Алесе Морозе, который до последнего оставался верным своей профессии. В военные годы он бескорыстно помогал детишкам того времени во всём: убранством, обувью, образованием, всячески оборонял ребят от пылкого нрава отцов.
Во время боевых действий вёл обзор всех событий и доносил до всех своих соотечественников. Но по стечению не благоприятных для него обстоятельств был полонён немцами. Алесь Мороз героически защищал своих учеников, но потерпел поражение и был повешен вместе с ними.
Повесть воспроизводит общеисторическую действительность. По окончанию всех боевых действий был возведён монумент  в селе Сельце. И присутствует там и имя учителя, наставника и совместно героя войны Алеся Мороза.
Рассказ В. Быкова «Обелиск» переполнен раздумьями и рассуждениями. Этическая составляющая действий Алеся Мороза подверглась бурному дисконтированию. Его поступки считали геройство и единовременно, как неосмотрительными действиями.
Проносятся года, но помысел к решительности и мужественности во имя Родины живет в этой повести. Это процветает в стариках, в «детях войны», которые дали жизнь и подняли на ноги новое поколение, и проявили всю ту отвагу и преданность Родине. Описывается героизм – способность совершить подвиг, выйти за рамки собственных возможностей в мирное и военное время.

Оцените статью
Smart-pixel.ru