Главной, в сказке «Орел меценат» стала тематическая идея просвещения общественности, которую автор преподносит в обличии едкой сатиры. В пример, по всему тексту, представлены образы птиц.
Писатель при создании образов персонажей прибегает к использованию литературного приёма — аллегории. Каждый герой занимает определенную социальную позицию в общественном классе.
Представительный чиновник символизирует образ орла. Автор таким образом старается выделить сферу науки и искусства, которые знаменуют приход века просвещения.
Прибегая к описанию в иносказательном виде, писателю удаётся раскрыть всю суть общественных взаимоотношений. Вид орла — мецената имеют представители высших сословий, а образом ворон наделены малообеспеченные крестьянские работники, которые попадают под сравнение с глупостью этих птиц.
В сказке фигурирует множество всевозможных птиц, каждая из которых представлена в привычном для себя амплуа. Например, сороки, которые гадают, сова наделенная мудростью, музыкально одаренный соловей и дятел любящий изучать историю. Также ярким примером стало то, что автор присваивает своим птицам деятельность, которая присуща людям. В сказке чиж может натаскать воды, дятел изучает ход истории, а снегирь занимается издательством газеты леса.
Освещая в обществе птиц учёные мысли, у орла появляется заветная мечта, теша свое самолюбие, выучиться грамоте и командовать свитой при дворе. Но приручить всех птиц орлу — меценату не удается, так как среди них есть те, кто в несколько раз умнее его. В результате нововведений начинается преследование птиц, которые смеют отличаться своими мыслями от учителя. К примеру, дятел, который решился на исправление ошибок орла и инертный, оглохший, вольномыслящий тетерев.
С помощью приёмов иронии и юмора, автор смеётся над деятельностью самодержавного верха, которая полна фальши. Писатель пытается доказать, что для области науки и искусства вмешательство власти является пагубным.
Смысл сказки проявляется в том, что автор ярко рисует картину того, как в государстве царит полный произвол скрывающийся под мнимым стремлением к просвещению.
Вариант 2
Ключевой темой произведения является тема просветительства в общественной жизни, рассматриваемая писателем с использованием приемов острой, смелой сатиры на примерах птичьих образов.
Автор представляет героев сказки в качестве аллегоричных персонажей, выражающих социальную принадлежность к определенному общественному классу.
В образе орла изображается высокопоставленный чиновник, приняв решение выделить в особый статус научную деятельность и сферу искусства, тем самым определив наступление золотого века просвещения.
Используя иносказательное описание, писатель демонстрирует взаимоотношения в обществе, изображая в виде орла-мецената представителей богатых помещиков, а бедных крестьян в образах ворон, сравнивая их с постоянно размножающимися и с древности считающимися глупыми птицами.
Многочисленные герои-птицы в сказке наделяются писателем привычными для их птичьих видов качествами в виде сороки-гадалки, ученой совы, музыкального соловья, дятла, увлекающегося историей. Яркой иллюстрацией становится наделение писателем птиц людскими обязанностями, в частности, занятием дятлом историей, умением чижиком приносить воду, изданием снегирем лесной газеты, обучением воронят азам грамотности и даже желанием самого орла освоить буквенную науку.
Распространяя в птичьем обществе просветительские начала, орел мечтает не только потешить собственное самолюбие, но и, став грамотнее всех, держать в постоянном страхе придворную свиту. Однако добиться от птичьих подданных полного повиновения орлу-меценату не удается, поскольку некоторые из птиц оказываются более способными к наукам, нежели их правитель. Результатом нововведения становятся преследования высшей птичьей власти птиц-вольнодумцев, одним из которых является дятел, посмевший исправить грамматические ошибки царского орла, а также молчаливый и сонный тетерев, отличающийся глухотой, заподозренный в вольнодумном образе мысли.
Применяя в повествовании ироничные, юмористические приемы, писатель сатирически высмеивает фальшивую деятельность самодержавной верхушки в просветительской области, считая вмешательство царской власти вредоносным для развития науки и творчества, ярко и остро акцентируя глупость, лживость, тщеславность господствующего, эксплуатирующего класса.
Основным смыслом произведения является утверждение писателя о лживом подобии просветительской деятельности в государстве, характеризующимся бесправием и произволом.
Тема, идея, суть