Анализ сказки Гофмана Щелкунчик и Мышиный король

Жанровая направленность произведения представляется в качестве литературной волшебной сказки.
Сюжетная линия сказки выстраивается посредством изображения писателем двух сказочных царств, именуемых автором Кукольным и Мышиным, тем самым представляя композиционную структуру произведения в виде сказки в сказке.

Повествование в произведении разворачивается в рождественский праздник и начинается с реальных событий, происходящих в семье Штальбаум, дети которой Мари и Франц являются главными героями сказки.
Мари представляется в сказке в образе семилетней девочки, характерными чертами которой являются доброта, мечтательность, ласка, честность, открытость, стремление к справедливости.
Сказочный сюжет имеет построение в виде двух линий, первая из которых затрагивает Мари, ее крестного отца советника Дроссельмейера, а также его племянника Щелкунчика, оказавшегося заколдованным.
Вторая сюжетная линия связывается с орехом Кракатуком и действующими лицами в данной линии становятся принцесса Пирлипат и ее отец, являющийся королем. Данная линия сюжета представляется основой для развития дальнейшей истории, связанной с семейством Дроссельмейеров. 

Отличительной особенностью произведения является использование автором многочисленных волшебных предметов, например, в виде туфельки Мари, которая помогает изменить ход сражения с мышиным войском, а также сабли, помогающей Щелкунчику выиграть бой с королем.
Своеобразием сказки представляется развитие сюжетного действия, которое является движением по часовой стрелке, сочетающим реальную действительность, реальную виртуальность, а также виртуальную реальность.
Кроме того, характерным элементом произведения представляется многочисленное использование автором цифры семь, которая встречается в сказке постоянно в лице семиглавого мышиного короля, семи золотых корон, седьмого шага Щелкунчика, на котором он спотыкается и превращается в уродливую игрушку.
Смысловая нагрузка сказки заключается в победе добра над злом, в силе искренней любви над ненавистью, жадностью и завистью, а также в возможности сотворения настоящего чуда.
Вариант 2
«Щелкунчик и Мышиный Король» — знаменитая сказка немецкого писателя Гофмана Э. Т. А., она написана в 1816 году.  Общаясь с детьми своего друга Хитцига, у него зародился сюжет будущего произведения. Писатель для них делал игрушки. Имена его детей Мари и Фриц он подарил героям своей сказки.
Произведение включает в себе сказку в сказке. Тут запечатлена жизнь семей Штальбаумов и Дроссельмейеров. Происходят таинственные чудеса, которые увлекают читателя. Ещё читатель попадает сразу в два царства: Кукольное и Мышиное.
Сказка начинается как бы с реальных событий в канун Рождества. Маленькие Фриц и Мари (дети советника медицины Штальбаума) серьёзно воспринимают всё, что им рассказывают. Девочка будто видит и попадает в красивый колдовской сон. Старшенький Фриц полагает, что сестра вжилась в свои фантазии. Именно с помощью их он оживляет своих солдатиков.
В рождественской сказке живут три мира: людей, кукол и зверей. Мари имеет красоту и внешнюю, и духовную.  Молодой Дроссельмейер (племянник старшего Дроссельмейера) имеет доброе сердце, его внутренняя красота творит чудеса, спасает от зла. Он сам превращён злыми чарами в Щелкунчика с большой головой на тонких ножках. Да и одежда его выглядит смешно. Хоть он и был уродцем, зато душа была чиста, его внутренний мир богат на добро. Мари любит Щелкунчика, помогает во всём, даже бесстрашно сражается с Мышиным королём.
Первая линия сюжета построена вокруг Мари, крёстного Дроссельмейера и его племянника (Щелкунчика), которого заколдовали. Другая линия сюжета: орех Кракатук. Здесь задействованы принцесса Пирлипат, король — её отец. Именно из-за него и развивается вся история, которая переходит на семейство Дроссельмейеров.
В сказке есть предметы, которые имеют волшебные свойства. У Мари есть туфелька, которую она бросает в ходе сражения в самый центр мышиного отряда, как раз в их короля. Тем самым предрешает ход боя. А саблю она помогает раздобыть Щелкунчику, потом он ею убивает короля.
В итоге, как всегда, бывает в сказках, здесь снова добро побеждает зло. Безверие падает у ног надежды. Терпение выше равнодушия. Семилетняя девочка обретает искреннего друга в лице Щелкунчика, которого она спасает. Тем самым, видит свою любовь в племяннике Дроссельмейера. Писатель Гофман показывает, как терпение, храбрость, вера, добро, любовь и забота способны разрушить злые чары и сделать людей счастливыми.
Композитор Чайковский П. И. по этой сказке поставил прекрасный балет в 1892 году.

Оцените статью
Smart-pixel.ru