Анализ романа Набокова Приглашение на казнь

Вся сюжетная линия романа «Приглашение на казнь» основывается на воспоминаниях, которые проходят в потоке мыслей главного героя Цинцинната Ц. Герой находится в камере для тех, кто приговорен к смертной казне. Стоящий на краю жизни Цинциннат ведёт дневник, который по праву можно считать текстом для романа.

События, описываемые на страницах произведения, имеют относительное время и место действия. Герой тридцати лет находится в ожидании казни за «гносеологическую гнусность». Умение мыслить принимается за угрозу, которая может быть нанесена обществу.
На протяжении всех 20-ти глав романа идёт соблюдение единого плана композиции. В каждой новой главе повествуется об единообразии времени проводимом в тюремных стенах. После пробуждения героя следует его сон. Засчет такой кольцевой композиции выделяется безысходное положение, в котором находится герой. Незначительная эмоциональная смена происходит в заключительных главах, когда наступает последняя ночь перед казнью. На протяжении всего произведения героя не покидает чувство предельного одиночества.
Изучая характер героя можно заметить, что система порабощает его. Кроме воздействия из вне в характере присутствует двойственная натура. Находясь в окружении других людей, у героя срабатывает инстинкт самосохранения, и он адаптируется к мнению общественности.

Цинциннат обладает уникальным талантом, что подтверждает его дневник, который выступает как роман в романе с заглавной темой преображение уродливого в прекрасное.
Между Набоковым и его современниками прослеживаются родственные связи, такие же связи можно заметить и между его романом и другими антиутопиями. Но несмотря на это «Приглашение на казнь» создает некий акцент среди других книг начала XX века. Иносказание, иронизирование, проводимая параллель между воображаемым и реальным, жизнью и вечностью — даёт повод подумать над «современными» мыслями, которые во многом созвучны с теми, что выражает автор.
Стилевые особенности романа вызваны темой двоемирия. Набоков поделил мир героев пополам. Одна половина реальная, в которой находятся герои. Вторая половина вымышленная. Такая двойственность появляется в результате конфликта с действительностью. Герои произведения воспринимают выдуманный мир более реальным и менее агрессивным. Подобное восприятие становится одной из проблем поднятых в романе.

Оцените статью
Smart-pixel.ru