Роман «Мастер и Маргарита» – величайшее произведение Булгакова. Оно оценивалось автором как своеобразное завещание потомкам.
Роман рассказывает о жизни Москвы 30-х годов. Главный герой пишет роман о Понтии Пилате, но затем сжигает его и оказывается в психиатрической лечебнице. В это же время после прибытия свиты Воланда в Москве происходят странные вещи. Возлюбленная Мастера Маргарита, чтобы вернуть любимого, идет на сделку с сатаной, становится ведьмой и идет на бал мертвецов. Воланд возвращает героине ее возлюбленного Мастера. И влюбленные уходят в мир покоя и спокойствия.
Булгаков композиционно написал «роман в романе». В тексте переплетаются главы из жизни Мастера, то есть Москвы, и главы самого романа Мастера, рассказывающие о Ершалаиме. Все эти части представляют собой единое целое. Здесь проводится параллель между двумя мирами, в них отражены одни и те же проблемы. Поэтому в романе столько параллелей и героев-двойников. Во времена Иешуа люди почти не отличаются от людей Москвы 30-х годов. Их также интересует богатство и положение в обществе.
В своем романе Булгаков поднимает различные темы и проблемы: добро и зло, свобода и выбор, творчество.
Добро и злои в произведении олицетворены в образах Воланда и Иешуа. Эти контрастные понятия тесно переплетены между собой, а также имеют абсолютно равные права в душе каждого человека.
Иешуа проповедует добро и заботу. Смерть не сломила героя, душа его никогда не будет побеждена.
Воланд, который должен творить зло, только раскрывает пороки московских людей, так как они и без него являются страшной силой. Сатана своеобразно совершает акты справедливости. Здесь и воплощена одна из основных идей произведения: человек должен сам выбрать, добро или зло будет руководит им. В романе показаны и положительные герои, которые в некоторых случаях поступают неправильно. Мастер не готов бороться за свое творчество и сжигает роман. Маргарита мстит критику Латунскому. Однако эти люди имеют светлые цели, поэтому заслуживают прощения.
Проблема выбора связана с образом Понтия Пилата и Иешуа. Понтий Пилат проявляет трусость, когда отправляет Иешуа на казнь, хотя понимает всю необычность этого характера. Боязнь ответственности — вот что является причиной неправильного выбора прокуратора, за что ему позже пришлось раскаяться.
Булгаков показал, что творчество не свободно, художник не может творить то, что хочет. Правительство задаёт творчеству определенные рамки. Это показано в образе МАССОЛИТа. Здесь отразилась реальность 30-х годов. Литература в то время подвергалась огромной цензуре.
В романе также огромное значение имеет тема любви. Маргарита — женщина, способная любить, несмотря на все трудности. Образы Мастера и Маргарита можно назвать собирательным, а их любовь несокрушимой.
«Мастер и Маргарита» — это не история отдельного человека, это история всего человечества. Хотя миры повествования в романе отличаются друг от друга, они реализуют одну цель.
Вариант 2
В произведении затронут ряд разноплановых проблем, интересовавших автора. Булгаков обратился к темам свободы творчества, моральному выбору и ответственности, которую нельзя с себя складывать.
Желание осветить разные и сложные темы подсказали писателю использование сложной композиции – романа в романе. Наличие глав, посвященных Иешуа и Понтию Пилату, также дало возможность создать контраст современной Булгакову Москвы и отдаленного от нас времени.
Мастер представляет собой идеальный тип писателя-творца. Он не оценен читателями и профессиональным сообществом, подвергается преследованию литературного начальства и коллег, не обладающих талантом, как у него. В карах и издевательствах, которые подвергаются по воле Воланда преследователи писателя, автор желал выразить свое неприятие новой власти и, особенно, ее политики в сфере творчества.
Маргарита представляет собой просто образ женщины. Она, одновременно, любит своего Мастера и способна на сатанинские выходки.
Дьявол, названный Воландом, — неоднозначный персонаж. С одной стороны, он творит зло, являясь его воплощением. С другой же, Воланд наказывает только ничтожных и мелочных людей, заслуживших это и вознаграждает Мастера и Маргариту. Введя этот неоднозначный образ, Булгаков, видимо, хотел показать истинную сущность окружающих его людей, воплощенных в образах второстепенных героев романа. Они оказываются даже хуже самого Дьявола.
Писатель также осуждал трусость, считая его худшим из человеческих качеств. Именно это качество заставило Пилата казнить Иешуа и терпеть за это наказание. Мастер, который сжег свой роман, также этим своим поступком уклонился от ответственности, борьбы за то, чтобы представить свое творение людям. Именно поэтому, Воланд награждает Мастера и Маргариту только покоем.
Иешуа га-Ноцри также неоднозначен. Это не библейский Иисус, победивший смерть. По сравнению с Христом, он изображен подчеркнуто жалким. Однако при этом он все же предстает воплощением Добра. Причиной создания такого образа, скорее всего, послужило мрачно и тягостное ощущение, которое рождала у Булгакова окружающая его действительность.
Мастер и Маргарита — Анализ 3
В своём романе «Мастер и Маргарита» писатель поднимает массу актуальных и спорных вопросов, ответы на которые способны раскрыть проблемы общества. Понятие любви и нравственного долга, свобода слова, размытые границы между добром и злом, возмездие за совершенные поступки — вот, далеко не весь список.
В 30-е годы литература придерживалась только строго отведенных ей рамок. Повсеместная цензура и запреты не позволяли писателю свободно заниматься творчеством и Мастеру не разрешили издать роман всей его жизни о Понтии Пилате. Чистый и творческий человек был вынужден вращаться в литературном обществе, члены которого оказались мелкими материалистами. Мастер оказавшись выброшенным из литературного круга, за свою искреннюю чистоту, сжигает рукопись. Булгаков осуждает такой поступок Мастера, по его мнению писатель должен бороться за правду и любым способом пытаться донести её до общества.
Проблемы добра и зла, а так же выбора поднимаются в главе, где действующими лицами являются Пилат и Иешуа. Осознав всю ценность Иешуа Пилат испугался ответственности и вопреки всему отправляет праведника на казнь. Мучения совести за такой поступок преследовали Пилата ещё долго.
Сочетая главы «Московские» параллельно с «пилатовскими» автор проводит своеобразную параллель, доказывая, что никакое время не способно изменить человека настолько, насколько он может изменить себя сам. Мотивационной составляющей обоих романов становится поиск дороги к обретению свободы и истины, душевная борьба между добром со злом. Ошибки есть у каждого, но ради обретения свободы необходимо постоянно тянуться к свету.
В романе силы добра и зла воплощены в образе Иешуа и Воланда. Эти два героя в произведении действуют абсолютно в разные эпохи, таким подходом автор показывает, что борьба добра и зла была актуальна во все времена.
Сердца многих людей переполнены злом и в поступках дьявола, который прибыл в Москву, по замыслу автора, больше справедливости, чем чёрной ненависти. Автор доказывает, что никто не в силах влиять на действие человека. Окончательное решение в пользу добра или зла делает человек лично.
В авторском понимании нет чётких разграничений между добром и злом, светом и тьмой, эти явления находятся в постоянном тесном взаимодействии. Воланд, как представитель зла, совершает его исходя из законов справедливости, а Иешуа, как истинный праведник, прощает людей, несмотря на зло с их стороны.
Образец 4
Данный роман Михаила Афанасьевича буквально пропитан мистикой и фантастической составляющей. Помимо этого, автор затрагивает многие вопросы, которые касаются порочности и греховности человека, которая вскрывается при определенных условиях.
В этом романе это вскрывает Воланд со своей свитой. Он очень внимательно наблюдает за каждым человеком современной Москвы, ведь сейчас царит коммунизм. Правительство обещало, что общество изменится, уровень морали и нравственности повысится. Однако, Воланд убежден, что это всё фальшь.
Читатель погружается в события, которые происходили в Москве тридцатых годов и в период царствования Понтия Пилата. Центральные фигуры романа – мастер и Маргарита. Роман героя был раскритикован, он в отчаянии. Впоследствии по этой причине оказывается в психиатрической больнице.
Воланд появляется чуть позже. Он не один, а вместе со своей свитой. Они постоянно устраивают беспорядки, учиняют пожары, крадут людей, устраивают сверхъестественные действия, которые повергают в шок окружающих. Они научены и убеждены в том, что Бога не существует. Воланд встречается с Берлиозом и Иваном. Они вели дискуссию на тему того, что Иисуса вообще не существовало как личности. Они смеялись, однако, Воланд сообщил им противоположное.
Был поднят вопрос существования Бога. Если же Его не существует, тогда кто же может управлять жизнью человека? Иван предположил, что это делает сам человек. Однако, у него нет плана на приличный срок, следовательно, он не властен над своей жизнью. Ведь, человек не знает — будет ли завтра.
Позже Воланд предсказал смерть одного и сумасшествие другого. После этого происки Воланда и его свиты в Москве не закончились. Они пошли дальше. Позже свита решает провести представление, которое вскрыло всю грязную и мерзкую сущность человечества. Воланд убеждается, что внутренне в человеке не произошло никаких изменений. Он проверил население Москвы на честность, бескорыстие и истинную радость.
Спектакль свиты можно сравнить с проверкой на основные пороки, в число которых входят жадность, ложь, подлость, предательство и так далее.
Испытание на человечность было провалено. На людей начали падать деньги. Когда появился человек, который попросил это остановить, разгоряченная публика попросила снять с него голову. Это сразу исполнили.
К людям пришло осознание того, что они натворили. После чего последовали просьбы о помиловании.
Воланд делает конечный вывод: люди всегда гоняются за деньгами, но какая-то небольшая доля милосердия в них всё-таки есть.