Анализ рассказа Живые мощи Тургенева

Рассказ «Живые мощи» был написан не позднее 1852 года, но в первое издание «Записок охотника» не вошел. Впервые произведение увидело свет в литературном сборнике под названием «Складчина», состоящим из трудов русских литераторов. Подзаголовок к рассказу гласил – «Отрывок из ”Записок охотника”».

Эпиграфом к произведению автор выбрал цитату из стихотворения Ф. И. Тютчева «Эти бедные селения». Поэт называет родной край – краем долготерпения, что перекликается с основной идеей произведения Тургенева. Образ народа, выраженный в образе смиренной страдалицы Лукерьи и есть символ покорности Божьей воли и духовного просветления.
Иван Сергеевич Тургенев включил в рассказ элементы автобиографии. Прообразом главной героини стали две женщины – одну из них, болеющую страшной болезнью звали Клавдия. Другая же – Евпраксия, была тайной любовью шестнадцатилетнего Тургенева.
Жанр произведения – реалистический рассказ, с элементами автобиографии самого писателя. Автор изображает происходящее без прикрас, так, как все могло быть на самом деле.
По сюжету рассказа, главный герой – барин-рассказчик, после неудавшейся из-за плохой погоды охоты заезжает на хутор своей матери. Гуляя по старому саду, он заметил странную женщину, больше похожу на мумию. К своему удивлению он узнал в ней Лукерью – первую красавицу, хохотушку и певунью, которую знал еще ребенком. Будучи подростком, он даже был в нее влюблен. Лукерья рассказала ему, как уже собиралась выйти замуж, но однажды упала с лестницы и тяжело заболела. С тех пор Лукерье становилось все хуже, и никто не мог ее вылечить. Жених бросил ее и женился на другой. Однако Лукерья не стала горевать и приняла свою долю. Работать она больше не могла и ее поселили на дальнем хуторе, где она проводила целый день без движения. Лукерья не жаловалась, ее единственным развлечением стало наблюдение за окружающим миром и редкое общение с людьми. Героине снились сны о смерти и вскоре, она, как и предполагала – умерла.

Основной темой произведения стал тема терпения и стойкости русского народа. Тема четко отражена в эпиграфе, предваряющем рассказ.
Главные герои рассказа Тургенева, это Лукерья и барин Петр Петрович. Лукерья – женщина двадцати девяти лет, которая уже шесть лет не встает с кровати из-за болезни. Раньше Лукерья была высокой, белолицей красавицей. Теперь, она была похожа на высохший лик иконы с бронзовой кожей. У Лукерьи характер настоящей праведницы, за что ее прозвали «живые мощи». Девушка смирилась с судьбой, и рада, что не может теперь грешить. Лукерья даже жалеет людей, которым гораздо хуже, чем ей.
Барин, он же рассказчик Петр Петрович, вначале был напуган видом несчастной Лукерьи, но позже, проникся жалостью к ней. Личность барина раскрывается как образ сострадательного человека. Ко всему прочему барин умел замечать все тонкости красоты природы.
Композиция рассказа рамочная. Повествование построено так, что рассказ Лукерьи о своей жизни заключен в рамки событий, происходящих на фоне.
Вариант 2
Пример бесконечного терпения, страдания и принятия божьей воли  И.С.Тургенев показал в своём рассказе «Живые мощи». В образе главной героини Лукерьи автор отразил характер, силу духа и отношение к жизни русского народа.
Герой произведения после неудачной охоты в дождливый день, заезжает  переночевать на хутор Алексеевка, который принадлежал его матушке. Прогуливаясь по знакомым местам и любуясь красотой природы, он доходит до пасеки, рядом с которой стоял небольшой сарайчик. Здесь он и встречается с главной героиней. Весь рассказ это описание разговора Петра Петровича и Лукерьи.
Лукерья, двадцати девятилетняя женщина, напоминает по внешнему виду скорее мумию, чем человека. Она вот уже многие годы прикована к кровати. Примерно семь или восемь лет назад, она и сама точно не помнит, с ней случилась беда, он  по непонятной причине оступилась  и упала. С тех пор физические силы её стали слабеть, а затем и вовсе покинули, внутри постоянно что-то болезненно ноет, движения женщины ограничены, так как доставляют тяжесть и боль. Многие врачи и бабки-знахарки пытались её лечить, но ничего не помогает, так как никто не может установить причину и определить болезнь. Так Лукерья осталась один на один со своей бедой. Она сильно похудела, обессилела, превратилась в старуху и всё время лежит. На хуторе её стали называть живые мощи.   А ведь была когда-то она первая красавица на деревне, резвая, бодрая, певунья и плясунья, собиралась выходить замуж, но всё оборвалось  в один миг.
Но как мы видим из текста, Лукерья не испытывает к себе жалости и сострадания.  Она с благодарностью принимает то положение, в котором находится, старается найти хотя бы что-то хорошее в своей жизни. Женщина признательна всем тем, кто к ней заходит даже изредка, кто ухаживает за ней. Находясь прикованной к постели, она радуется тому, что Господь избавил её от грехов. Так как в таком состоянии, как говорил женщине священник, даже грехи от тебя отвернулись. Лукерья считает, что её болезнь это расплата за её грехи и грехи других людей.  Героиня уверена, что она избавляет человечество от мук. Женщина  всей душой радуется за бывшего своего жениха, который отказался от неё во время болезни и женился на другой женщине.
Больше всего Лукерья волнуется и переживает за обычных крестьян, потому что они очень бедные, у них мало земли. Она просит Петра Петровича, чтобы он поспособствовал в улучшении их условий жизни. Ещё  женщине очень совестно перед своим собеседником за свою длинную и красивую косу, которою она отрезала из-за невозможности ухаживать за волосами.  С каким восторгом и искренностью Лукерья рассказывает о красоте природы, которую она отдельными фрагментами видит, но больше всего слышит. Забежавший случайно зайчик, залетевшая ласточка, принесённые полевые цветы, всё это вызывает у женщины целую бурю эмоций и придаёт ей физические, моральные силы и желание жить, даже в таком состоянии.
Автор показал нам  сильную духом русскую  женщину, которая, несмотря на тяжесть судьбы, сумела мужественно нести эту ношу до конца своих дней.

Оцените статью
Smart-pixel.ru