История создания
Рубеж 19 и 20 веков был непростым временем для российского государства. Все более нарастала социальная напряженность в обществе. Произведение «После бала» появляется как раз в этот период (в 1903 г.). Задача автора – показать особенности времени через судьбу главного героя.
Сюжет рассказа был заимствован Толстым из жизни одного из своих братьев. Изменив имена и некоторые обстоятельства, автор оставил суть рассказа неизменной: неприглядная действительность оказалась сильнее любовных чувств героя.
Смысл названия
Толстому было не просто определится с названием рассказа. Он предполагал несколько вариантов. Среди них были: «Отец и дочь» и «О бале и сквозь строй». В итоге появилось произведение под названием «После бала». Действительно, мировоззрение главного героя кардинально меняются после бала в доме у губернского предводителя дворянства.
Жанр и направление
«После бала» — это лаконичный рассказ-воспоминание о небольшом эпизоде из жизни главного героя. Сюжет рассказа разворачивается с вечера одного дня до утра следующего. На рубеже веков господствующим направлением в литературе был реализм. Он как нельзя более правдиво изображал действительность без малейшей попытки хоть как-нибудь ее приукрасить или сгладить «острые углы». В одном произведении Толстой соединяет два эпизода из жизни студента-дворянина, сначала ставшего гостем на балу, а затем очевидцем сцены избиения солдата и арестанта.
Тема и проблематика
В произведении любовная тематика переплетена с социально-политической, таким образом, на контрасте изображены беспечная жизнь дворянства и произвол «власть имущего» человека – офицера царской армии.
Торжественная обстановка в доме предводителя дворянства, танцующие пары, светские беседы – все это лишь парадная сторона жизни. На вечере главный герой все время проводит с Варенькой – предметом своего обожания, ему кажется, что из всех молодых дам на балу она лучше всех. Герой чувствует, что любовь к молодой особе целиком и полностью завладевает им. Перед сном он с умилением вспоминает, как прекрасен был танец девушки с отцом, как они кружились в такт музыке по зале. Мы видим полковника Петра Владиславовича Б. в первой части рассказа заботливым отцом, галантным кавалером, чтящим светский этикет.
Буквально на следующий день он предстает в образе безжалостного офицера, наказавшего рядового солдата за то, что он недостаточно сильно бил беглого татарина.
Идея и мораль
По ряду деталей мы понимаем, что Лев Толстой сравнивает две эпохи — правление Николая I и Николая II. Авторские выводы неутешительны – царская власть жестока по отношению к простым людям, таким как солдат или татарин, при этом вполне лояльна к дворянству, наслаждающемуся жизнью. Автор показал на контрасте парадную сторону светской жизни и ее неприглядную сторону, раскрытую через конфликт солдата и полковника. Именно из-за этого события Иван Васильевич охладел к Варваре, не смирившись с поступком ее отца, и отказался от военной карьеры. Его жизнь навсегда поделилась на «до и после бала».
Вариант 2
История эта дана как воспоминание – рассказ человека о его молодости, о любви. Из-за этого эпизода вся жизнь героя изменилась. Это даже поучительная история о том, что любовь оказалась не такой силой по сравнению с предназначением человека, его желанием справедливости в обществе. На самом деле любовь эта была не такой уж сильной, не как у Джульетты и Ромео, если он выбрал не её, если она постепенно угасла, померкла рядом с той неприятной сценой после бала.
Начинается рассказ с того, что в данный момент Иван Васильевич – человек в возрасте, которого в своем кругу уважают, готовы слушать. Речь заходит о той самой истории, вот он её и рассказывает. Иногда она будет прерываться репликами слушателей, например, о любви. Иван Васильевич рассказывает, какой была его Варенька. Рассказ построен на контрасте. Описание бала, наполненного любовью, контрастирует с военной сценой. Много в рассказе чувств героя, его ощущений. Как его переполняло счастье, он даже спать не мог, как после ему было отвратительно то, что он увидел. У него создалась ассоциация с отцом Вареньки – плохая ассоциация. Каждый раз при взгляде на него, но уже и на Варю, он вспоминал эту историю.
Если бы герой не был полон восторженных чувств, то эта сцена не стала бы для него таким шоком. Может быть, он бы постарался её забыть. Герою сопереживаешь… Но за него рад, так как он доволен своей жизнью в итоге. Он много значит для последователей и делает важное дело. А о своей любви вспоминает с улыбкой. Он ведь говорит о Варваре, которая уже бабушка, но всё равно симпатичная женщина. Её любовь к нему тоже не была такой уж огромной, она ведь вышла замуж и родила детей… И её нельзя ни в чём обвинить! Но этот рассказ не о любви или ревности, а о человеческой жизни, о психологии, о социальном. А ещё о доброте, ведь отец Вари мог бы быть чуть добрей к виноватому, мог бы не стыдиться своей работы. А то он сам отвернулся, увидев Ивана Васильевича.
Каждый делает свои выводы, но рассказ полон человеколюбия. Он призывает делать что-то хорошее для простых людей, не мучить их, даже если они и виноваты. И говорит о том, что нельзя забыться в балах, в любви, постараться отвернуться от правды.
Я сопереживаю герою. Повторюсь, что его любовь была не такой уж сильной… Если б она была сильной, то он не отвернулся бы от правды, но спас бы свою любовь – объяснил бы Варе всё! И стало бы больше у него союзников для дела. А может, и отец бы одумался.