В рассказе А. П. Платонова «Сухой хлеб» повествуется о жизни семилетнего мальчика Мити в послевоенное время, у которого из родственников осталась лишь мать. Когда наступило лето – пришла засуха. Женщине было не под силу выполнять всю работу: и в доме, и в поле. Но она делала все, чтобы прокормить любимого сына: готовила еду, пахала поле.
Глядя на мать, сыну было невыносимо ее жалко. Но главное – он боялся, что она «уморится», так же как погибли его отец и дед. Поэтому мальчик принимает ряд решений. Но каждое из них направлено на то, чтобы помочь матери вырастить хлеб. Он чувствует, что должен быть помощником, мужчиной и опорой семьи. Первое действие – стремление съесть хлеб в большом количестве — указывает на то, что он еще ребенок, так как невозможно подрасти за один день. Каждый последующий шаг позволяет в скором времени заставляет гордиться им и учительницу, и мать. Митя каждый день проводит в поле, стараясь разрыхлить землю, чтобы земля получала влагу.
Автор наделяет главного героя чертами, мыслями и поступками, которые свойственными взрослому, мужчине. Митя своими поступками доказывает всем, что нет ничего невозможного. Непосильный труд для него становится преодолимым препятствием. Необыкновенно ярко проявляются в подобной ситуации черты характера с раннего детства: упорство, трудолюбие, сострадание, жалость. Подобные черты наиболее удачно раскрыты на фоне деревенского быта простой крестьянской семьи.
На первом плане произведения оказываются люди, не имеющие возможности получить образование, так как время разрухи и нищеты отбирало все время и силы.
В произведении переплетаются вечные темы, наводящие на размышления о смысле жизни: дети и труд, крестьянский труд женщины и тяжелая ее доля, отношение к природе. Мотив смерти поднимается в тексте именно ребенком. Это связано с тем, что благодаря тонкой детской психологии появляется возможность достоверно представить время после войны, когда на первом месте выступают проблемы голода, нищеты.
Крестьянский труд – это главное, что занимает людей. При этом женская доля оказывается не легче остальных. Однако, несмотря на тяжелые будни, произведение пронизано жизнелюбием и оптимизмом. «Я здоровая…мне еще тебя растить» — заявляет его мама. Сын так же берет пример с нее, приступая к работе.
Особое место в рассказе автор уделяет коллективному труду, через который проявляется характеристика его участников: взаимовыручка, ответственность за близких, доброжелательность и сострадание.
Таким образом, небольшой рассказ А. П. Платонова «Сухой хлеб» стал показательным примером усердия и трудолюбия, которые благодаря желанию человека могут творить чудеса. Автор доказал, что это под силу не только взрослому, но и ребенку. Если эти действия происходят в атмосфере любви и взаимопонимания, то это вносит в душу умиротворение и радость.
Авторское отношение к Мите положительное: заботливого и неравнодушного к матери и природе мальчика он поддерживает, желая, чтобы он получил в награду за свои старания – исполнение всех своих желаний.
Анализ 2
Данное произведение рассказывает о жизни мальчика Мити, который вместе со своей матерью переживают послевоенное время. Пришло жаркое и сухое лето, мать Мити с трудом могла выполнять большое количество работы по дому и на поле. Но, она старалась отдаваться полностью, главное чтоб Митя не был голодный. Митя все понимает, и ему очень жаль мать, он переживает за нее. Он не хочет потерять её как отца и деда. Мальчик понимает, что нужно ставать мужчиной. Начинает много есть хлеба, с надеждой по скорей вырасти, а также много времени работает в поле, пытаясь разрыхлить землю. Этот поступок заставляет мать и учительницу испытывать чувство гордости за Митю.
Автор придает мальчику качества и черты характера как у взрослого человека, причем как у настоящего мужчины. Для мальчика нет невыполнимых заданий и не преодолимых преград. Митя спокойно и стойко преодолевает тяжелый физический труд. Совсем в юном возрасте у мальчика уже четко выделяются черты настоящего мужчины. Автор хорошо раскрывает качества мальчика на общем фоне сельской жизни.
Автор выдвинул на первый план персонажей, которые не могут учиться и получать образование. Всему виной война, она оставила разруху и бедность людям. В данном произведении автор осветил главные темы, вернее вечны, они попадаются людям на протяжении жизни в любое время. Темы, связанные с детьми, семьей, любовь к природе, а так же о судьбе женщины крестьянки. Автор использует детскую психологию, чтоб как можно правдивей донести до читателя проблемы послевоенного времени. Главным для людей выступает проблема голода и бедности.
Главным в жизни этих людей теперь выступает труд, если не работать, то выжить невозможно. Очень тяжела судьба матери Мити, но женщина настроена оптимистически, она понимает, что её главная задача вырастить сына. Митя так же понимает, как матери тяжело и поддерживает её во все и помогает работать. Автор так же постарался выделить коллективный труд, в котором каждый человек показывает свои сильные и слабые стороны.
Данный рассказ можно назвать неким пособием по преодолению трудностей и невозможных преград благодаря упорству и трудолюбию людей, которые как оказывается, не имеют границ. Так же на примере мальчика показано, что преодолевать трудности могут не только взрослые, но и детям это под силу. Главное, чтоб все проблемы решались в атмосфере поддержки и взаимопонимания.