Как говорят современные ученые, для мозга не существует практически никакой принципиальной разницы между переживаниями, которые происходят только в пространстве собственного ума или такими переживаниями, которые обуславливаются внешними стимулами. Ведь, по сути, и те и другие все равно в итоге оказываются в сознании, где обрабатываются. Поэтому является ли ваше переживание фантазией и элементом грезы или итогом какой-то ситуации – не имеет существенного значения, эффект всегда равноценный.
Этот факт обуславливает такую тягу людей к фантазии, к придумыванию различных миров, придумыванию себя и собственной личности, изобретению различных историй, сочинениям и привирательствам. В рассказе Миль пардон, мадам Шукшин описывает именно такую особенность.
Главный герой Бронислав Пупков обожает рассказывать выдуманную историю о том, как чуть не застрелил Гитлера по специальному заданию советской власти в период Второй мировой. В этой истории он не просто герой, но и вершитель судеб, который мог бы завершить войну значительно раньше итогового срока. Конечно, эти истории являются полностью выдумкой и даже являются довольно неприятным фактом, который может создать неудобство для самого Броньки, но он упорно продолжает рассказывать всем такую историю.
Если смотреть поверхностным взглядом, то целью его рассказов может казаться социальный престиж и уважение. Ведь рассказывает он свою историю городским и таким образом может поднять в лице этих людей, так сказать, статус деревни.
Однако, дело совершенно не в том чтобы получить какое-то признание, точнее, оно является только вторичным фактором. В рассказе Броньки сознание его слушателей выступает просто как свободное пространство, где он может развернуть различные подробности собственной истории. Слушатели как бы впускают его, позволяют распоряжаться своим вниманием, которое Бронька и использует для собственных потребностей, он продлевает туда свою фантазию и, создавая совершенно фантастическим мир, получает удовольствие от пребывания там.
Такое утверждение легко подтверждается отдельными элементами из рассказа самого Броньки, который привирая, отмечает такие бытовые подробности, которые были бы ему приятны и составляют сферу интересов простого и недалекого сельского парня: еда из трех блюд, возможность командовать старшим по званию и получать вдоволь спирта, разбавляя его на собственный вкус. Помимо этого Бронька действительно как бы отправляется в путешествие, он полностью переживает все подробности своего рассказа, в том числе и промах по фюреру, после чего вполне искренне грустит, несмотря на понимание фантастичности всего рассказа.