Данную повесть В. Г. Короленко начал писать будучи заключенным. Вернувшись в Петербург он окончил писать ее.
Много можно рассуждать о этой повести, взятой из жизни писателя. Перед нами открывается нищета, воровство, бродяжничество, голод. Но не смотря ни на что при этом присутствует удивительная и крепкая дружба, которая помогает выжить в таких условиях.
Доброта заставляет переживать и сочувствовать детям, лишенным дома, привыкшим выживать самостоятельно, занимаясь бродяжничеством и воровством.
Автор данной повести хочет донести до нас, что нельзя оставаться равнодушным и черствым к проблемам других людей. Короленко дает понять, что необходимо дорожить дружбой,
Милосердие и доброта могут спасти немало людей нуждающихся в нашей помощи.
Сюжет
Все события этой повести происходят в небольшом польском городке, где главным героем является мальчик- Вася, росший в семье местного судьи.
Судью считали честным и добропорядочным человеком, поэтому и наш герой рос, не принимая дурных привычек. Он рос со своими понятиями о жизни.
Но после смерти матери у Васи все изменилось. Отец охладел к нему, занимался воспитанием дочери, так как она была похожа на мать.
Вася остался совсем один , окутанный своим психологическим коконом. Все изменилось после знакомства с нищими бродягами Валеком и его сестрой Марусей. Прежде Василий презирал нищих, но дружба связавшая его с этими детьми изменила взгляд на жизнь.
Если раньше для него воровство было неприемлемо, то теперь глядя на Марусю, как она ест ворованное мясо он радовался вместе с ней. Он осознавал, что это необходимо для этих детей, чтобы выжить в том мире в котором они находятся.
Общаясь с Валеком и Марусей, он сам стал совершать такие поступки, которые раньше мог назвать аморальными. Он украл куклу из дома, для того, что бы подарить ее умирающей девочки.
Понимая, что доставит ей хоть немного радости в ее короткой жизни.
Не раз показывает в своей повести Короленко доброту и честность наших героев.
Отец Васи не наказывает Тыбурцева, принесшего куклу после смерти Маруси, но и приветствует поступок своего сына. Этим он устраняет преграду в отношении с сыном.
Анализ 2
Рассказ Виктора Короленко «Дети подземелья» можно назвать автобиографическим, потому что многие образы взяты, что называется, «с натуры», а место действия так и вовсе в точности списано с города, где автор проходил обучение – с города Ровно, который в книге назван Княжье-Вено.
Сюжет разворачивается в конце XIX века. Автор знакомит читателя с жизнью социального дна данного города. В городе есть заброшенный замок, где нашли приют нищие и бездомные. Самое печальное, что среди них обретаются и дети. Главный герой – мальчик по имени Василий – из хорошей семьи, живущей в достатке. Но в этой семье несчастье – в результате болезни умирает его мать. Его отец – судья. Он сильнейшим образом подавлен утратой своей супруги, и почти не обращает внимания на сына. Он сосредоточил любовь на дочери, сестре Васе, поскольку та напоминает его покойную жену. Это отталкивает Василия от дома, он начинает бродяжничать и знакомится с другими бродяжничающими детьми и взрослыми. Те живут в подземелье на старом кладбище. Тема рассказа – жизнь нищих детей и взрослых, трагическая судьба бездомной девочки, взаимоотношения главного героя с членами его семьи.
Главный герой – мальчик Вася. У него есть друг по имени Валек – бродяжка, приёмный сын бродяги по имени Тыбурций. Тыбурций – образованный человек с хорошими лидерскими и ораторскими качествами. У него также есть приёмная дочь Маруся – слабая, болезненная девочка, которая умирает в конце повествования. Есть и второстепенные персонажи: один из лидеров бродяг Януш, отец главного героя – суровый, но справедливый судья, сестра главного героя – Лиза, полусумасшедший старик по кличке «Профессор». Для Васи общение с этими людьми сначала кажется игрой, но, когда он сталкивается с больной девочкой, проблемы нищих становятся и его проблемами. Любопытным сюжетным ходом является то, что «благополучный» мальчик оказывается в «неблагополучной среде», где зарабатывают на жизнь кражами и подаяниями.
Краеугольным камнем произведения является трагизм, который порождается живописанием бедности, и порождёнными ею людскими страданиями. Речь идёт не только о материальной бедности, но и о бедности духовной, которая рождает безнравственность, которая в свою очередь влечёт за собой дополнительные страдания. Духовным обнищанием является и равнодушие благополучных жителей города к проблемам бедных. Трагизм заключается и в смерти бедной девочки, и в пропасти между главным героем, и его отцом. В конце повествования стена отчуждения между Васей и его отцом рушится, когда Вася возвращает в дом дорогую куклу, которую он выпросил у сестры, и которую отец-судья счёл украденной.