Этот небольшой рассказ А. П. Чехова повествует о нелегкой и трагичной судьбе простого крестьянского мальчишки. Центральное место в произведении занимает сцена, когда сиротка пишет письмо своему горячо любимому дедушке. Меж строк его мы читаем воспоминания Ваньки, героя рассказа, о своих лучших днях.
Был канун Рождества, когда мальчик решил написать это письмо. Для этого ему пришлось дожидаться времени, когда хозяев не будет дома. С первых же строк Ваня начинает умолять дедушку забрать его назад в деревню. Жизнь его очень тяжела. На него взваливается немало забот. Мальчик должен нянчить господского ребенка. Если же что он делал не так, то его били за это. Причем, хозяевам было все равно, что перед ними был всего лишь девятилетний ребенок.
Мальчику много доставалось. В добавок еще он был лишен возможности высыпаться, да и кормили его скудно. Из строк, написанных им деду, видно, насколько мрачна и непосильна для него такая жизнь.
В противопоставление его нынешним хозяевам, упоминает автор о тех господах, у которых жил он прежде. Мать Вани умерла. А при жизни своей она, по-видимому, пользовалась расположением хозяев. Ведь пока она была жива и служила горничной, к ее сыну относились хорошо. Барышня кормила его конфетами и даже обучила немного грамоте и танцам.
А после смерти матери и выдворили Ваню в начале в кухню к деду, а затем в Москву на обучение к сапожнику.
Немало горьких моментов видим мы, читая это рассказ. В нем описана судьба никому неизвестного крестьянского ребенка. Таких судеб было множество тогда в царской России. Герой произведения – всего лишь один из того множества несчастных детей, лишенных и детства, и права выбора в чем бы то ни было. Это был удел крепостничества. Судьба этих людей полностью зависела от воли их господ. И, познавать свою долю начинали они еще с ранних детских лет.
Примером этого и является несколько эпизодов из жизни героя рассказа. Их вполне достаточно для того, чтобы судить о всей его жизни. И, вряд ли она будет другой. Что еще хуже, так это то, что далеко не все дети простолюдин доживали до зрелого возраста, измученные такими обстоятельствами.
И сам Ванька пишет дедушке о том, что помрет он, коль тот его назад не заберет. Он готов был бы и пешком уйти из ненавистного ему дома. Да у бедняги не было даже сапог, а ведь зимой по морозу босым не уйдешь далеко.
Между всем этим, стоит отметить, что Ваня – мальчик наблюдательный и любопытный. Живя такой нелегкой жизнью, он успевал разглядывать московские лавки с ружьями и удочками. Да и, по всей видимости, к обучению был он способен. Не будь предрешена его судьба, он мог изменить свою жизнь. Однако, пути ему все закрыты.
Наибольшую грусть вызывает самый финал рассказа. Опустив письмо в почтовый ящик и вернувшись в дом, Ванька засыпает спокойным сном. Он счастлив. Ведь дедушка, прочитав о всех его горестях, непременно приедет за ним. Во сне видит мальчик своего деда, читающего кухаркам письмо от внука. Но, только одному Ваньке неизвестно, что оно не может прийти по адресу «на деревню дедушке Константину Макарычу».
Вариант 2
А. П. Чехов (А. Чехонте) много произведений посвятил описанию жизни обычных людей. Он рассказал об их не легком существовании. Одно из таких произведений рассказ «Ванька». Оно было написано в 1886 году, опубликовано в «Петербургской газете» в разделе «Рождественские рассказы». Входит в учебники по литературе и является классикой.
Антон Павлович описал тяжелую жизнь маленького человека – девятилетнего крестьянского мальчика Ваньки Жукова. Он с грустью вспоминает прошлую жизнь в доме господ Живаревых. Барышню Ольгу Игнатьевну, которая угощала мальчугана леденцами, научила его писать, читать, считать и танцевать кадриль. Но все изменилось после смерти матери, работавшей в доме прислугой, Ванька был отдан в обучение сапожнику Аляхину.
В Рождество, когда хозяева уходят в церковь, Ванька решает написать письмо деду и рассказать о своей нелегкой судьбе. Он жалуется на тяжелую жизнь в доме сапожника. Кормят плохо: утром хлеб, в обед каша, вечером хлеб, а чай и щи хозяева «трескают сами». Мальчика бьют, над ним насмехаются подмастерья и посылают в кабак за водкой. Ночами ему приходится качать люльку с плачущим ребенком. Однажды Ванька заснул над люлькой, и хозяин устроил «выволочку». Последней каплей было наказание хозяйки за то, что мальчуган неправильно чистил селедку.
В письме, кроме жалоб он рассказывает о жизни в Москве, о торговых лавках, о рыболовных крючках, дорогих ружьях, которыми там торгуют, об изобилие мясных продуктов в лавках. Чехов рисует Ваньку как наблюдательного и любознательного мальчика.
Сидя над письмом, Ванька вспоминает деда, невысокого, худощавого, юркого старикашку шестидесяти пяти лет. С вечно пьяными глазами и смеющимся лицом. Он служит сторожем в хозяйском доме. Ночью, укутавшись в тулуп, стуча колотушкой, он обходит поместье. За ним по пятам следуют постаревшая Каштанка и юркий, черный, ласковый Вьюн. Днем он либо спит на кухне, либо шутит с кухарками.
Мальчуган обещает деду, тереть табак, молиться богу за его здоровье. Готов терпеть наказания, чистить сапоги приказчику, работать подпаском. Лишь бы дед приехал и забрал его из ненавистного дома.
Дописав письмо, Ванька сложил листок, вложил в конверт. Немного подумав, написал адрес:
На деревню дедушке.
Затем добавил:
Константину Макарычу.
Письмо отнес в почтовый ящик. Успокоившись, убаюканный надеждами, он уснул. Во сне он увидел деда, читавшего кухаркам письмо, Вьюна, крутившегося у ног и виляющего хвостом.
Читая рассказ, понимаешь, что письмо с таким адресом никогда не дойдет до адресата. Константин Макарыч не приедет. Жизнь мальчика сироты не изменится. Ему придется самому выбираться из этой ямы.
Сочинение на тему Анализ рассказа Чехова Ванька