Рассказ «Тоска» был написан и опубликован в Петербургской газете в 1886 году, заслужив похвалу со стороны критиков.
«Тоска» относится к жанру рассказа, имеет малый объем, в центре произведения одна сюжетная линия. Интересен этот рассказ тем, что в его центре не событие, а переживания героя, в то время, как во внешнем мире происходят события обыденные. Безусловно, это рассказ психологический, и в некоторой степени он близок к лирическому произведению.
Как и все творчество А. П. Чехова, рассказ Тоска относится к реалистическому направлению. Главный герой — типичный представитель той среды, в которой он живет, его тоска — тоска многих людей, оказавшихся в таком положении.
Название произведения — «Тоска» — отражает пафос всего произведения. Тоска — не только общее настроение рассказа, но и то, что автор изображает, о чем хочет нам рассказать. Таким образом, тоска — то, что стоит в центре произведения.
Рассказ «Тоска» — картина жизни, он как будто запечатлевает небольшой ее отрезок. А. П. Чехов ничего не изменяет в происходящем, ничего не добавляет и не убавляет по своему вкусу, не стремится донести какую-либо идею. Он просто показывает жизнь такой, как она есть.
В центре повествования — один вечер в жизни извозчика Ионы. Он работает в Петербурге, возит людей, те бранят его, но Иона будто не замечает. Причина в том, что у него умер сын. Ионе необходимо поделиться с кем-либо своей тоской, горем, рассказать о сыне и его похоронах, но слушать его никто не хочет. Люди не обращают внимания на его попытки заговорить, продолжают ругать и подгонять Иону. Не в силах терпеть одиночество, он возвращается домой, но и там не находит собеседника. Тогда он идет к последнему своему другу — кобыле и рассказывает ей все.
В рассказе «Тоска», А. П. Чехов не использует множества композиционных приемов. Важен в данном рассказе эпиграф: в нем главный вопрос, который мучает героя, на который он ищет ответ. Композицию автор использует, чтобы передать всю тонкость душевного состояния Ионы. Диалоги в рассказе чередуются с описанием чувств и мыслей героя. Читатель «видит» всех окружающих Иону людей неотчетливо, потому что и сам Иона не замечает их, в противоположность этому, внутренний мир описан глубоко и детально. Внутренний мир Ионы становится главным в произведении.
О главном герое рассказа, Ионе, мы знаем немного. Он крестьянин, раньше извозом занимался его сын, а после смерти Ионе пришлось самому стать извозчиком, чтобы заработать денег. Работа дается Ионе тяжело, она ему непривычна. Иона совершенно одинок, сын был последним родным его человеком, теперь у него есть только лошадь.
Иона — «лишний человек». Его тоска, боль, одиночество не интересны никому. Автор не зря почти ничего не говорит о самом герое — для людей, его окружающих, он, как человек не существует. Эпиграф рассказа — это не только вопрос Ионы, он имеет намного более широкое значение. В этом вопросе автор поднимает проблему глухости, черствости людей с одной стороны и проблему лишнего человека с другой.
Задача, которую автор ставит перед собой в рассказе — обратить внимание на тех, кого всегда не замечают, показать читателю жизнь, как ее видят «Ионы», всю их боль. В сущности, тоска—не только удел «Ион», ее в той или иной степени испытываем все мы. Но почему-то каждый раз, встречая «Иону» мы словно бы забываем об этом. Автор, безусловно, сочувствует своему герою, напоминает нам о том, что необходимо быть человечными.
Настроение рассказа, состояние Ионы писатель передает при помощи темпоритма, синтаксического строя. Вся речь повествователя звучит размеренно, медленно, напоминает причитания, тяжелые мысли Ионы. Чтобы создать такой эффект автор использует одинаковые по длине сложные предложения, благодаря чему темп речи замедляется.
2 вариант
А.П. Чехов – психолог человеческих душ. Читая его произведения, понимаешь, какая тонкая материя – душа человека. Трагизм переживаний не зависит от социального статуса человека.
Главный герой рассказа «Тоска» — извозчик Иона. В самом рассказе нет энергичного сюжета. Просто тихий зимний вечер, идет снег. Извозчик Иона ждет своих пассажиров. Душа его опустошена. У него умер единственный сын. Горе заполнило Иону до краев. Ему надо с кем – то поделиться переживаниями. И он пробует. Но его горе никому не интересно: ни военному, ни молодежи, ни даже извозчикам.
Все куда – то спешат, только Иона никуда не торопиться. Ему некуда спешить, у него осталась только боль, которой слишком много. Смерть взяла не того, она ошиблась, но исправить ничего нельзя. Если бы с Ионой кто – то поговорил, пожалел его-можно было бы жить дальше. Боль постепенно ушла бы. У Ионы тоска «громадная, не знающая границ», такие же равнодушие и черствость у людей, окружающих извозчика.
Иона нашел выход с кем поделиться горем. Со своей старой заезженной лошадью. И хоть бывало он стегал ее плетью, а она упрямилась, только ей смог он рассказать о своей беде. Лошадь не умеет говорить, но она дохнула теплом на ладони извозчика. Не этого ли он ждал?
Жизнь еще раз подтверждает, насколько животные могут быть добрее людей. Их молчаливая доброта дороже тысячи слов человека. Тогда как жить с людьми, если у них не найти отклика на беду? Каждый хочет радоваться, быть счастливым, ищет свое место в жизни.
Рассказ «Тоска» будет актуален во все времена, потому что он о человеческих отношениях. Всегда ли мы пытаемся понять человека, понесшего утрату? Не пытаемся ли спрятаться в своей раковине, лишь бы не решать чужие проблемы? Равнодушное общество, проходящее мимо плачущего человека.
Читая небольшой рассказ Чехова, ты как будто бы сам становишься Ионычем. Чувствуешь запах зимы, теплые ноздри лошади и безграничную тоску, заполнившую каждую клеточку твоего тела.
Такие рассказы Чехова не любила дворянская знать. Они не признавали права простого человека переживать.
Анализ рассказа Тоска для 7 класса
Творчество Антона Павловича Чехова не может никогда оставить в покое читателей, ибо те проблемы, что затрагиваются в его рассказах, необычайно жизненны и актуальны. Проблема равнодушия была поднята в произведении «Тоска», которое обязательно заденет сердце духовного человека.
Главное, что проявляется в «Тоске» — это страшное безразличие окружающих к проблемам того или иного человека. В данном рассказе главным героем является Иона Потапов – бедный старый извозчик, недавно потерявший собственного сына. И как при таком обстоятельстве оставаться самим собой? Каким образом не подаваться отчаянию и нагнетающему унынию? Это действительно трудно. В невзгодах, чтобы их преодолеть, необходим человек. Только сумевши доверить свою судьбу другому, можно вновь почувствовать себя прежним, не сломленным, возможно пересмотреть свою жизнь и понять, что не всё потеряно, жизнь даёт множество возможностей, которые следует использовать. Однако где найти такого человека, который готов прийти на помощь в трудную минуту?
Герой с надеждой обращается к людям, чтобы те, выслушав его, посоветовали что-нибудь, поддержали добрым словом, проявили какое-либо участие в трудности персонажа. Но «опять он одинок, и опять наступает для него тишина…» В том, что окружающие не желают вступать в контакт с Ионой Потаповым, которому требуется поддержка, видится полное безразличие людей к переживаниям других. Эта проблема существовала и раньше, она есть и сейчас. Поэтому рассказ поучителен и познавателен, ибо равнодушие среди людей как было, так и осталось.
В результате «обращаться к людям он считает уже бесполезным». Иона теперь видит поддержку в животных. Да, люди не способны на проявление теплых чувств, для этого есть такие милые существа, как лошади, собаки, кошки и другие обитатели земли. Иона Потапов встречает лошадь, которая, пускай молчит, но слушает его. И в этом персонаж признателен лошадке, ибо в тяжелых обстоятельствах нужно высказаться, излить то, что твориться в душе.
Однако проблема остается открытой, ибо большинство людей, как беспристрастно по отношению к окружающим, так и остается безучастным к их проблемам. Неужели представляет такую сложность простое сострадание? Почему мир забыл о понятии «доброта»? Где же затерялась отзывчивость? Антон Павлович неоднократно задается подобными вопросами, так как проблемы волнующие, заставляющие задуматься и поразмыслить над своим отношением к людям. Стоит понимать, что многие зачастую нуждаются в нашей поддержке, главное быть отзывчивым и участливым к просьбам людей. Чтобы изменить мир, нужно начинать с себя!
7, 9 класс