Анализ рассказа Чехова Анна на шее 9 класс

Анализ рассказа Чехова Анна на шее 9 класс

Произведение задумывается автором задолго до его создания в виде сюжетных  набросков.
Жанровая направленность произведения определяется в качестве лирико-драматической новеллы критико-реалистического стиля, являющегося жанром малой прозаической формы. Художественное своеобразие рассказа проявляется в наличии нескольких  сюжетов, плавном развитии действий, намеченности схемы всей жизни главных героев, парадоксальности поворота событий, использовании сатирических приемов при описании характеров героев.

Основной темой рассказа являются размышления о влиянии богатства, общественного положения на духовный мир человека, его нравственные черты. Главной проблематикой произведения является изображение социального неравенства и его влияния на человеческое мировоззрение.
Композиционная структура произведения представляется двуплановой, состоящей из линии главной героини и ее мужа, в виде двух глав, в первой из которых повествуется о жизни Анны до ее первого выхода в светское общество, а во второй – излагается прямо противоположная ситуация, перевернувшая весь семейный уклад, в качестве первого бала Анны, имеющего оглушительный успех.

Своеобразие рассказа заключается в изображении двух сюжетных линий: главной и героини и ее супруга. Средства художественной выразительности отличаются обилием общелитературных мотивов, перенасыщенностью нравственными лексическими выражениям, активным использование лейтмотивов и антитез.
Главной героиней рассказа является Анна, представленная в образе прилежной, образованной девушки из бедной семьи, выданную замуж за состоятельного пожилого господина, с которым она ощущается себя зависимой, несамостоятельной. Однажды ситуация в жизни героини меняется после посещения Анной благотворительного бала, где молодая женщина начинает понимать преимущества своего положения и изменяет собственную жизнь, пользуясь состоянием супруга, забыв об обязанностях перед родителями.
Также основным персонажем произведения является Модест Алексеич, представленный в образе пятидесятилетнего дворянина, из жалости женившегося на Анне, отличающегося лицемерием и ханжеством.
В лице второстепенных героев рассказа выступают Петр Леонтьич, изображенный в качестве отца героини, пьющего, слабого человека, а также Андрюша и Петя, являющиеся братьями Анны.
Вариант 2
Рассказ написан в 1895 году. Он относится к позднему этапу творчества А.П. Чехова, когда были созданы такие произведения, как «Дама с собачкой», «Человек в футляре», «Дом с мезонином» и другие. Он характеризуется интересом автора к темам пошлости, равнодушия, обывательского сознания, пассивности людей, прежде всего, представителей интеллигенции.
История главной героини рассказа – молодой девушки Анны – типична для того времени. Семья бедствует, и подруги покойной матери «засуетились и стали искать для Ани хорошего человека». Так, девушка становится женой немолодого, некрасивого чиновника Модеста Петровича в надежде выбиться из нищеты.
Брак не приносит Анне счастья не только потому, что она не любит своего мужа. Ее жизнь скучна, бесцельна и целиком зависит от милости и расположения Модеста Петровича. Он не дает на руки жене денег, пренебрежительно относится к ее родственникам и любит читать нравоучения. Любимая его фраза: «Каждый человек должен иметь свои обязанности!». Анна ощущает себя обманутой: ее жертва не принесла пользы, материальное положение семьи не наладилась, отец все так же пьет, и может быть уволен. Она осознает, что ее прежняя бедная жизнь в семье была куда более свободной.
Кульминационное событие в рассказе – бал, на котором блистает Анна. Он коренным образом меняет ее жизнь: успех у всех мужчин в обществе, особенно, у его сиятельства, возносит Анну над мужем, который появляется перед ней «с … заискивающим, сладким, холопски-почтительным выражением» на лице.  Теперь Анна становится хозяйкой сама себе, тратя без оглядки деньги мужа. Ее захватывает вихрь праздников, балов и развлечений, не оставляя ни одной свободной минуты.
Автор показывает, как молодой женщине удается вырваться из скучного существования с унылым, посредственным, скупым мужем, той пошлой среды, которая ее окружает – чиновники и их жены, их разговоры и сплетни, «некрасивые и безвкусные».  Но цена освобождения Анны оказывается слишком высокой. Она попадает в водоворот праздников, балов, удовольствий, ведет исключительно праздную жизнь, забывая о своих родных, которые бедствуют.
По мнению Чехова, светские успехи Анны – это не возвышение, как может показаться со стороны, а нравственное падение: ей больше не нужны и не интересны самые близкие на свете люди – отец и братья. Показательной является финальная сцена рассказа: катаясь в коляске с богатым купцом Артыновым, Анна совершенно не замечает идущих по улице родных. Неслучайно, Чехов отмечает: на балу молодая женщина поняла, что «создана исключительно для этой шумной, блестящей, смеющейся жизни» и ей очень стыдно оттого, что «у нее такой бедный, такой обыкновенный отец».
Финал произведения можно считать открытым. Автор задает вопросы, на которые пока нет ответа: долго ли продлится светская карьера Анны? Удастся ли ей разорвать этот беспрерывный круговорот веселья и прозреть нравственно? Что будет с родными Анны, чье будущее представляется печальным? Пока же можно лишь сказать о том, что изначально несчастливый брак обернулся удачей для молодой женщины: счастье для нее оказалось заключенным в удовольствиях, и неважно, какой ценой они куплены.
9 класс

Оцените статью
Smart-pixel.ru