Анализ рассказа Бунина Косцы 5 класс

Произведение «Косцы» Бунина увидело свет в 1921 году. В то время он проживал в Париже, во Франции. Однако заграница так и не стала для него родным домом, поэтому душа писателя начала тосковать по тем временам, проведённым в России. Великий прозаик был категорически против революции и отказывался воспринимать её, даже находясь в эмиграции. Эту точку зрения он и выразил в данном рассказе.

В «Косцах» переплетаются такие темы как любовь к отечеству, труд крестьян и перемены, принесённые революцией. Автор тщательно старается разобраться с этими проблемами. Он хочет донести главную мысль о том, что, несмотря на какие-либо потрясения и события не стоит забывать о своём отчем крае. Важно помнить, в какой стране рос человек, быть её патриотом, и не стыдится этого. И. Бунин к тому же учит нас не обесценивать крестьянский труд, а уважать его и любить.
Основное внимание в повествовании отводится рязанским косцам и дореволюционной России. Об этих вещах нам ведёт рассказ мужчина, который наблюдает за сенокосами и их делом. Он в деталях рассказывает об окружающей его природе, о том, как проходят рабочие дни крестьян в поле, их внешнем виде. В сюжете практически не происходит никакого развития, из-за чего автор рассказа напоминает лирического героя, что не редко происходит в стихотворениях. Невозможно определить, кто он на самом деле и как он оказался на месте событий. Возможно мужчина родом из крестьянской семьи, которому пришлось многое пережить чтобы «вырваться в люди», но тоска за домом и сельской местностью приводит его в степь.

Образ мужиков-косцов является сборным, так как рассказчик не даёт чёткого описания каждого из них. Но таким образом он пытается показать их  единство, старается изобразить в них воплощение русского народа, каким он был до времён революции. Точно также можно сказать и о родной земле:  наполненная живописными краями душа, колоритность русского народа и авторские размышления − это всё делает её образ сборным.
Стараясь воссоздать красоту сельских просторов, герой упоминает в тексте берёзу, которая является одним из символов России. Наблюдения за природой и работой жнецов заставляют автора задуматься, что делает их важной частью истории, хоть они никак не влияют на сюжетную линию.
Хоть фабула в рассказе практически отсутствует, её всё-таки возможно поделить на несколько условных частей. В экспозиции идёт речь о вспоминании давних событий и опись пути. Завязкой  сюжета является то, как герой встречается с рязанскими мужиками. Далее  идёт развитие событий о том, как проходит рабочий день косцов, их пение и рассуждение над их смыслом. Развязка истории – это о «пределе божьего прощения», при этом кульминации в нём нет. В каждом элементе присутствуют лирические отступления.
Свои мысли и мемуары Иван Алексеевич виртуозно изображает в художественной форме. К примеру, чтобы отобразить единение мужчины с природой, он пользуется такими метафорами, как «берёзовый лес… звучно откликался им», «дорога… изрезанная… следами давней жизни наших отцов», «все мы были дети своей родины». Эпитеты тоже играют немаловажною роль в описании пейзажей и портретов крестьян, к примеру: «полевая тишина», «они были беззаботны, дружны», «хорошие, здоровые русские батраки».
Анализ 2
Все произведения Ивана Бунина очень лиричны. Они скорее напоминают поэзию, настолько наполнены чувствами, образами и красками. Рассказ «Косцы» только подтверждает это ощущение. Бунин написал его, будучи в эмиграции. Разлука с Родиной тяжело далась Ивану Алексеевичу. Именно во Франции он написал множество произведений, посвященных дореволюционной России.
В рассказе нет чёткой сюжетной линии, скорее автор описывает свои чувства, ощущения, воспоминания. Встреча в дороге простых мужиков-тружеников, которые косили траву в берёзовой роще, вызвала у писателя целую гамму чувств. Косцы выглядели уверенными, спокойными и беззаботными. Тяжелая работа доставляла им удовольствие, а песня, которую они дружно пели, будто сливалась с берёзами, лёгкими облаками на небе и старой дорогой. И сами они казались неразрывной частью этого июньского дня, этого солнца, этой «полевой тишины», этого берёзового леса.
Бунин воспевает русского труженика, его жизнь, тесно связанную, переплетенную с природой, родной землёй, на которой он живёт. Его труд, силу духа, его песни. Так может петь только русский человек. Бунину кажется, что поёт сама душа России. Слушая эту песню, рассказчик ощущал бесконечное, беспредельное счастье. Хотя она была бесхитростной: о несчастной любви, о расставании с родными местами. Пелось в ней и про прощание перед погибелью. Но косцы не сомневались, что пока есть «родное небо, а вокруг — беспредельная Русь», нет у них лучшего заступника, чем родная земля. Бунин грустит на чужбине, он разлучён с Россией. Да и песне косцов поётся, что возвратить ушедшее счастье невозможно. Что будет потом с его отчизной, с землёй, по которой ходили отцы и деды?
В рассказе отражается любовь писателя к Родине, неразрывная связь человека с природой, горечь и тоска по утерянным счастливым дням, переживания за Россию. Он понимает, что прошлого не вернуть, «настал конец, предел божьему прощению».
Но, слушая сенокосцев, автор понимает, что в любом уголке своей огромной страны русский человек будет так же счастлив, как дома. Ведь его окружает Родина. И в песне косцов это проявляется особенно выразительно. Уверенность, спокойствие, естественность — только русский человек может так петь. Всей своей душой.

Оцените статью
Smart-pixel.ru