Человек давно приручил лошадей, заставил трудиться для себя. Животные перевозили почту, грузы, пассажиров. Работали в поле, пока на смену им не пришла техника. Воевали вместе с людьми, защищали родину от врагов. Особенно почтенно относились к лошадям на Руси. В крестьянской России она была как член семьи, главным кормильцем. Ее потеря приравнивалась к смерти от голода.
Народ сложил множество пословиц, поговорок, сказок, героями которых становились эти животные. В современных произведениях им также отводится главная роль.
Абрамов много писал о деревне, крестьянском труде, русской природе, домашних животных. Рассказ показывает отношение человека к ним, ответственности за жизнь. Рассказчик – деревенский человек, живущий в городе. Он не забывает малую родину. Всякий раз, когда приезжает в село, старается навестить лошадей, захватывает с собой корку хлеба.
Деревня осталась в его памяти, сердце. Кобылы вызывают в нем бурю разных чувств. Он любуется их красотой, восхищается силой, мощью, умением работать. Одновременно жалеет животных, чувствует перед ними свою вину. Беднягам трудно живется. Конюх – алкоголик редко приходит к ним, плохо выполняет свою работу. Только местные бабы жалеют их и подкармливают хлебом.
В один из таких приездов рассказчик встречает свою любимицу Рыжуху, выносливое, неприхотливое животное. Много тяжелой крестьянской работы она переделала. Это сказалось на здоровье: спина сбилась, брюхо отвисло, паховые вены вылезли наружу. Несмотря на это, она привлекала какой-то своей красотой, чистотой и ухоженностью и сохранила добрый характер.
Но в этот раз Рыжуха не испытала радости встречи: не реагировала на друга, хлеб, молча плакала. Здесь реалистическое повествование сменяется сказкой: лошадь заговорила. Она рассказала свою историю, поделилась переживаниями.
Эти домашние животные всю свою жизнь работают на людей. Старая кобыла Забава вспоминает, как в былые времена относились к животным. Хозяева их холили, лелеяли, любили. Сейчас времена изменились. Люди перестали уважать их, заботиться. Только командуют.
Рыжуха чувствует все, как человек. Спрашивает, права ли была старая кобыла? Стыдно становится рассказчику, не может смотреть в глаза животному. Он признает, что лошадям сейчас живется плохо. У современного человека нет желания и времени заботиться о них, как раньше. Изменилось отношение к животным.
Гость пытается сохранить бодрое настроение. Обещает, что все скоро изменится, только надо успокоиться и верить. Уходя, испытывает жгучую вину за этот обман. Он знает, что ничего уже не вернуть и страшно тоскует от этого.
Вариант 2
Федор Абрамов смог невероятно живо и ярко описать красоту и очарование русской природы. Читатель в буквальном смысле вдыхает аромат цветов и трав, слышим пение птиц, порхание бабочек и лошадей, бегающих по зеленым лугам. Хочется потянуться к этим лошадям, покормить из рук, дать воды. Сердце наполняется состраданием к этим животным, которые измучены от работы и обращения людей. Рыжуха так же, не удержавшись, всплакнула, так как конюх Микола, вечно пьяный, вечно занятой, не дает ни воды, ни корма.
Проанализировав рассказ “О чём плачут лошади” мы замечаем невообразимое позволение. В самом рассказе лошадь может говорить, она как будто из сказки. Именно от неё читатель услышит, что ранее все уважали и ценили её, ведь крестьяне не могли обойтись без лошадей. С появлением техники, они оказались на обочине, всеми забыты. Не позабыли их совсем, но и времени уделяют лошадям гораздо меньше.
Автор пытается вызвать у нас, читателей чувство сожаление и тоску по прежним временам. Проникая глубже в произведение чувствуешь, что самому повествователю хочется всплакнуть, о том, что минувшую деревенскую жизнь сравнили с землёй. Тогда, чем же эта жизнь была так прекрасна, неужели возникновение технического прогресса не упростило жизнь? Ранее человек был ближе к природе, ощущалось уединение с миром. Абсолютно каждый понимал цену своей жизни, и жизни четвероногих друзей.
Повесть вызывает желание вспомнить о волшебных лошадок из дерева, которые с высока охраняют крыши крестьян. В них была воплощена мечта обычного крестьянина, но позже их забыли и даже предали. Главный герой подавлен, так как он и представляет собой это новое практичное, жесткое время. В итоге мы можем увидеть на нём джинсы, в которых прячет свои руки.
Но всё – таки наш рассказчик добр душой и сам тоскует, ведь помнит те самые прежние времена, и от этого еще хуже себя чувствует. Он сам является существом бестолковой лошадиной породы, так как приходится много работать и никакой благодарности взамен. Кроме того, он в прошлом был крестьянином, душа у него измученная, и не может не отрицать грубости и бесчеловечности новой эпохи.
Люди всё меньше контактируют с природой, всё меньше придают значения её красоте и великолепию, теперь Человек на первом месте, тем он повелитель на планете Земля. Теперь он считает, что ему всё подвластно, и даже законы природы. И пока эта связь слабеет, мы будем терять животных, в том числе и лошадей.