Произведение Льва Николаевича Толстого «Юность» с пониманием и жалостью, искренне разделяет боль в душе Николая Иртеньева. Произведение повествуется от лица главного героя, что делает нас ближе к герою.
В рассказе уживаются вместе фантастика и простой быт. Порой кажется, что исключительно тебе Николай раскрывает свою личность, свою душу, глубоко погружает читателя в его внутренний мир, делится своими эмоциями. «Юность» была написана в виде автобиографичной прозы. У меня есть предположение, что именно этот вид жанра облегчил задачу Льву Толстому описать картину бурного потока мыслей человека. Не зря же ведь русский философ Николай Гаврилович Чернышевский описывал писателя, как о человеке, разбиравшийся в душах людей.
Во вступлении Николай поясняет, с какого момент началась юность. Юность началась, когда Николай подумал о том, что цель человека есть стремление к самоулучшению его Шестнадцатилетний Коленька, готовиться к сдаче вступительных экзаменов для поступления в Московский университет. Молодой философ размышляет о его предназначении, о будущем. Все свои мысли он записывает в специальную тетрадь, где рассказывает о правилах, которые, по его мнению, нужны для самосовершенствования каждому человеку. Он стремится свое предназначение в этом враждебном обществе, старается доказать свою независимость от всех. Отойти от общественного мнения, от стереотипного мышления, против которого борется. Это подтверждает его характер, независимый и стойкий.
Николай – в юношеском возрасте. Именно в этом возрасте он начинает лучше понимать свою роль в истории и значение общества для человека, также как и осознавать себя.
После хорошей сдачи вступительных экзаменов и успешного поступления в университет, наш герой превращается в студента узкого круга общения. Способный к анализу происходящего вокруг него, его качества становятся более широкими, и он лучше приспосабливается к общению. Отношения интеллигенции и простого народа – большая проблема России, о которой Николай прекрасно знает.
Главный герой заметил, что выше его на голову светское общество имеет абсолютно такую же эгоистичную манеру поведения к его личности и ему самому, как он к крестьянским людям. Он хорошо общается со студентами разного происхождений, даже если ему не нравилась речь собеседника, он видел нечто хорошее в этих людях, что привлекает и воодушевляет Николая. Ему нравилось общение с этими людьми, это подбадривало его. Он понимал, что какого бы не был происхождения человек, его отзывчивость, общительность и главное – характер, играет главную роль в построении мнения о человеке. Впоследствии, главным врагом становится он сам, борется за нравственность. Дело в том, его все еще привлекают нравы аристократичной жизни, привязанные к нему людьми сверху. Он принимает близко к сердцу всё, что вокруг, самокритично упрекая себя в том, что он мелочен, беспомощен и труслив.
Вариант 2
«Юность» — заключительная часть трилогии Л.Н. Толстого, работу над которой автор закончил в сентябре 56 года. Писатель трижды переделывал повесть, и даже последней версией был недоволен.
Автобиографическая повесть стала естественным и логическим продолжением первых двух частей «Детство» и «Отрочество». Создаётся первое впечатление, что ничего не изменилось в жизни повзрослевшего героя. Однако, Крымская война повлияла на взгляды писателя и это отобразилось в произведении. Герой оценивает происходящее вокруг и самого себя критически-недоверчиво, идеи и чувства автора, запечатленные в его дневнике, находят отображение в повести Льва Николаевича.
Героя повести читатель отождествляет с самим Толстым, через мысли Николеньки передаются умозрения и идеи автора, которые со временем изменяются, повышаются жизненные цели, растет духовность писателя.
Так, в главе «Весна» читатель ожидает описание природы, однако, главная цель далека от желания живописать пробуждение природы. Перед нами символ рождение обновленного человека, его преображение.
Стремясь к духовному обновлению и самосовершенствованию, Николенька едет в монастырь, чтобы признаться в грехе, о котором он забыл в предыдущее посещение. Равнодушие извозчиков к его усердию неприятно поражает юного героя. Он чувствует свое превосходство над этими мужиками, а самолюбие и гордыня – это грехи, с которыми юноша ведет безуспешную борьбу, вновь овладевают им.
Герой постоянно анализирует свои поступки и мысли, готов уличать себя в неискренности и лжи. Николенька Игнатьев стремится к правде, постоянная самопроверка приводит к неудовлетворенности собой. Дмитрий Нехлюдов, друг героя, также озабочен чистотой помыслов и их общение заставляет героя размышлять о вопросах жизни, о нравственном долге.
Полной противоположностью Дмитрия становится Володя и его приятель Дубков. Они далеки от мыслей Дмитрия, его поступки им непонятны, поэтому становятся предметом насмешек. Эти самодовольные молодые люди очень легко относятся к жизни, требовательная серьезность Нехлюдова кажется им страной.
В главном герое наблюдается некая двоякость. С одной стороны, это стремление к чистоте помыслов, к любви всех людей, а с другой желание если не быть лучше, то хотя бы не хуже тех, кто вырос с ним в одной среде. Так, поступив в университет, он изъявляет желание иметь рысака и щеголять личным кучером при удобно случае. Барские привычки, от которых герой пока не избавился, не дают героя полностью отождествлять с автором, который никогда не относился с пренебрежением к крестьянам, торговцам мелочью и рабочим.
В повести появляются герои, которые влияют на своеобразное прозрение Николеньки. Так оказывается, что для хорошего образования вовсе необязательно проходить домашнее обучение, иметь личных гувернеров. Сверстники, не имевшие таких возможностей, имеют знания не хуже, а иной раз даже обладают большими знаниями.
Персонажи Семенов и Зухин появляются в жизни героя и у них Николеньки следует поучиться пренебрежительному отношению к светским привычка. К тому же превосходство Зухина в знаниях по физике и литературе заставляют героя ощущать скрытое противостояние.
Какой из персонажей ближе, какой дорогой следовать – выбор героя и читателя. Можно пойти по пути Дубкова, проживающего необыкновенно уютной квартире. Однако описание уюта делает эту квартиру примитивным бытом, столь ничтожным пред возможностью духовного развития. Так, метафорическое «картонные звериные головы» превращают изобилие картин, обоев, пистолетов и прочего в примитивный быт, подделку.
Поиски истины и, лжи, настоящего и поддельного крайне важны для Толстого и находят отображение на протяжении всего творческого пути писателя. В «Юности» истинные чувства и ложные проходят испытанием героя любовью. Любовь к девушке, о которой он холодно вспоминает, вернее заставляет вспоминать ее, и любовь к отчему дому, который он вспоминает с искренними чувствами и теплотой. Для читателя не остается загадок, где истина, а где ложь.