Анализ произведения В дурном обществе Короленко

История создания: 
В основу рассказа легла реальная история о прошлом И.С. Тургенева. Мать писателя, Варвара Петровна, была властной, своенравной женщиной. Ее поведение писатель олицетворил в образе барыни «Муму». Прототипом же Герасима был крепостной матери писателя, дворник Андрей, по прозвищу Немой. История с Муму тоже была реальна, но итог был иным: по приказу Варвары Петровны Андрей утопил собаку, но от нее не ушел, а продолжал служить ей.

Жанр: рассказ
Сюжет и тема:
На одной из московских улиц жила барыня-вдова со своими приживалками, лакеями и слугами. Самым преданным был глухонемой дворецкий Герасим. Он отличался необыкновенной силой и богатырским телосложением.
Барыня принимает решение женить пьяницу Капитона Климова, который выполнял обязанности ее башмачника на застенчивой, несчастной прачке Татьяне. Герасим же испытывал чувства к Татьяне и в душе мечтал жениться на ней. Гаврила, зная об этом, попросил Татьяну притвориться  хмельной. Когда Герасим увидел любимую в таком виде, то его чувства остыли, и он оставил попытки добиться ее расположения. Татьяна вступает в брак с Капитоном.

По прошествии года Капитон опять спивается, и барыня принимает решение об отправке их в далекое село. Герасим хотел проводить Татьяну, но передумал. На обратном пути в речке Герасим видит щенка, который тонет и мигом бежит спасать его. Он ухаживает за ней и та превращается в очень красивую породистую собачку. Он дал ей кличку Муму. Оба привязываются сильно друг к другу.
Спустя год барыня заметила Муму и попросила принести собаку к ней. Муму, верная лишь своему хозяину, начала лаять и скалиться. Барыня разозлилась и отдала приказ избавиться от собаки. Без ведома Герасима лакей вдовы увозит Муму и продаёт ее за полтинник. Вскоре собака сама вернулась к хозяину, но спустя время из-за громкого лая под окнами барыни, та приказала немедленно избавиться от Муму. Дворецкий жестами пытается объяснить, что хотят сделать с его собакой. Герасим сам решает выполнить приказ вдовы. Глухонемой дворник берет лодку и плывёт по реке далеко за Москвой. Герасим прощается со своим единственным, верным другом, обвязывает вокруг шеи Муму верёвку с привязанными кирпичами и бросает в воду.
Вернувшись домой, глухонемой дворник собирает вещи и пешком направляется в деревню. Позже вдова умирает. Герасим так и живет в деревне: на женщин не смотрит, собаку не заводит, работает за четверых.
Основная тема рассказа – бедственное положение крепостных в России. Герасим олицетворяет русский народ: трудолюбивый, добрый, выносливый, эмпатичный, но с другой стороны  такой же беспомощный, безмолвный. Несмотря на пережитые жизненные испытания, Герасим не ожесточился, а остался добрым и отзывчивым человеком.
Главные герои:
Барыня ­­­– вдова
Герасим – дворник
Капитон Климов – башмачник
Гаврила – дворецкий
Татьяна – прачка
Муму – собака Герасима
Композиция:
Экспозиция – описание местности, где живет Герасим и описание самого глухого дворника.
Завязка – решение барыни женить прачку Татьяну и башмачника Капитона.
Кульминация – трагическая гибель собаки.
Развязка – Герасим возвращается в родную деревню и живет в одиночестве.
2 вариант
Жанровая направленность произведения представляет собой реалистический рассказ, в котором поднимаются вопросы социального неравенства в обществе посредством детского восприятия.
Главным героем повести является Вася, представленный в образе девятилетнего мальчика, являющегося сыном уважаемого в городе судьи, считающегося справедливым и неподкупным чиновником. Мальчик рано лишается материнской любви, а также отеческой заботы, поскольку после смерти жены отец замыкается в себе и не обращает внимание на воспитание детей, включая младшую дочь, сестру Васи, Соню.
Сюжет произведения разворачивается в момент знакомства Васи с детьми, живущими противоположной мальчику жизнью, в лице Валека, являющегося ровесником Васи, и четырехлетней Маруси. Дети вынуждены существовать в полуподвальном помещении, страдая от постоянного голода и холода в отсутствии продуктов питания и необходимой одежды под присмотром приемного родителя.
Валек представляется в повести в качестве худого и тонкого, как тростинка, подростка, отличающегося взрослым взглядом на жизнь и безмерной заботой о младшей сестренке. Маруся изображается в виде болезненной девочки с бледным, крошечным лицом, с трудностями при ходьбе по причине кривых ножек, тонкими и прозрачными руками.
С точки зрения общественного мнения, дружба с детьми, проживающими в подземелье, является дурным тоном, однако, поближе познакомившись с ребятами, Вася осознает возникновение у него симпатии к новым приятелям, поскольку сочувствует тяжелой жизни Валека и Маруси, пытаясь хотя бы минимально помочь им. К примеру, мальчик приносит Маруси куклу своей сестры, которая становится для девочки настоящим чудом, а для Соня является лишь одной из многочисленных игрушек.  Также Вася не осуждает поступок Валека, когда узнает о краже подростком булочки, поскольку понимает, что совершение правонарушения обуславливается жизненными обстоятельствами.
Встреча с людьми из другого социального класса становится для мальчика судьбоносной, поскольку способствует его пониманию чувства дружбы, сострадания, готовности оказать помощь и поддержку нуждающимся людям.
Смысловая нагрузка повести заключается в авторском осуждении социального неравенства в обществе, а также размышлениях о степени его воздействия на человеческую личность. При этом повесть отличается утопическим содержанием.
Анализ 3
Владимир Галактионович Короленко имел собственную точку зрения на современное общество и не боялся ее высказывать, за что неоднократно находился в ссылке.
Но смелость суждений, критика общественного строя и мнения, социального неравенства, оставались в характере писателя, не смотря ни на что. Скорее, все перенесенные Короленко невзгоды еще больше закалили в нем уверенность в борьбе с болезнями общества.
«В дурном обществе» Владимир Галактионович написал как раз, пребывая в ссылке. В этом произведении голос писателя звучит решительнее и еще убедительнее, нежели раньше.
Короленко писал свое произведение, стараясь как можно больше приблизить его к натуральности. Поэтому, даже замок писался с натуры, если будет позволено так говорить. Описываемый в произведении замок являлся намеком, аллюзией на замок Любомировых.
В этом рассказе Короленко в очередной раз поднимает тему социального неравенства в обществе. Главный герой-маленький мальчик из богатой семьи, искренне не понимает, почему его новые друзья– дети из трущоб, называются дурным обществом.
Ребенок, еще не испорченный болезнями социума, моральной нравственности, еще чист перед миром и позволяет себе вольность – дружить с кем хочет, а не с кем диктует ему социальный статус.
Главная идея произведения заключается в том, чтобы достучаться до людей с помощью детских слез мальчика Васи. Показать всю трагичность жизни в социальном неравенстве, когда маленький ребенок, искренне пытающийся помочь своим друзьям, часто плачет от бессилия, не в силах справиться с системой.
Показанная через детское восприятие тема социального неравенства Короленко, трагична и актуальна во все времена. Нет эпохи, когда бы социологов ни затронула эта проблема.
Представленная детскими глазами картина черствого, бездушного мира взрослых, которые уже перестали замечать всю гнилостность своего отношения к «низшему сорту» людей. Отношения человека и грязи, дворового шелудивого пса, смотреть на которого не достойно приличного человека, не говоря уже о том, чтобы удостоить псину добрым словом.
Мальчик Вася впервые узнает о неравенстве, о сортах людей, о том, кто достоин, а кто нет, по мнению сильных мира, за которых решает все количество денег, а не величина сердец.
Вася искренне не принимает сложившуюся модель жизни и пытается чем может помочь своим друзьям.
Будучи еще маленьким ребенком, он уже осознает ценность имеющегося и данного жизнью. Для его сестры очередная кукла значила совершенно не много, а вот для больной Маруси являлась абсолютным сокровищем, и Вася сделал свой выбор. Помочь хоть чем-то, хотя-бы ненадолго, но постараться что-то сделать, что-то изменить, хотя-бы временно.
Эта повесть Короленко рекомендована к школьному прочтению, хотя и сложна к восприятию ребенка. Она несколько утопично-мечтательна, поскольку поверить в философский анализ маленьким ребенком жизни и общества не представляется возможным.
Но, при пояснении основной проблемы и идеи произведения учителем, появляется хорошая возможность воспитания наших детей в идее равенства.
5, 6 класс

Оцените статью
Smart-pixel.ru