Анализ произведения Тургенева Ася (повести)

История создания
Почти год до написания повести «Ася» жизнь И.С.Тургенева текла пассивно, он не занимался творчеством – выходил из  душевного кризиса.
В 1857 году, писатель, находясь в Зинице,  увидел небольшой дом, а в окнах   двух женщин – старуху и молодую девушку.  В них было что-то необычно, раз И.С.Тургенев заинтересовался ими, представляя кто они такие, почему живут в этом доме, в этой стране. Постепенно  все его предположения сложились в сюжет, который  концу года реализовался в повести «Ася» в Германии. В том самом месте, где потом будут разворачиваться все события повести.

За написание повести Тургенев взялся с вдохновением, но плохое самочувствие, слабость тормозили работу. Только в 1958 году повесть была опубликована в журнале «Современник» и сразу после выхода получила  много положительных откликов от читателей. Критики писали, что о повести, как о поэтичном  и   лиричном произведении, а Тургенева называли  наследником пушкинской прозы.
Никто не знает, кто являлся прототипом главной героини. Но писатель  на своем жизненном примере знал о том,  что чувствует молодой человек, попавший в социальный конфликт. Вполне возможно, что  Тургенев за  прототип взял свою  сестру Варвару, мать у которой была крестьянкой.  Или свою незаконнорожденную дочь Полину.

Жанр произведения
Жанр «Ася» Тургенева можно определить, как повесть. Так как это повествовательный жанр, где небольшое количество героев существуют в определенном коротком промежутке времени и сюжет сосредоточен вокруг главного героя.
Последовательность эпизодов, происшествий раскрывает  связи и значения событий  и постепенно приводит  к смыслу финала произведения. Как в любой повести, автор сначала интригует, потом объясняет действия героини, тем самым выстраивает череду событий в одну линию.
Сюжет и тема произведения
Повествование  происходит от первого  неизвестного лица — господина Н.Н.- уже зрелого человека, вспоминающего  историю любви, которая произошла с ним, с еще молодым юношей 25 лет от роду, когда он путешествовал по свету.
В одном из немецких городков господин Н.Н. случайно знакомится с русской парой – Гагиным — приветливым юношей —  и Асей — его сводной сестрой.  Со временем между  автором повествования   и девушкой возникает  привязанность. Молодой человек удивлен тем, как девушка отличается от барышень, которые всегда окружали его. Ася то замыкается в себе, то убегает, шалит, как ребенок.
Это у Аси просыпаются ранее непонятные для нее, незнакомые чувства после общения с господином.  Она не понимает, что влюблена, не знает, что делать в таком случае. Именно это объясняет ее капризное и немного странное поведение.
Когда Ася понимает, что с ней происходит, то она рассказывает обо всем своему брату, а потом человеку, который становился с каждым днем  для нее дороже всех.
Гагин  требует у господина Н. Н. жениться на Асе, но главный герой отказывается, так как не уверен в своих чувствах.  
Девушка уверена в своей любви, она  полна решимости, Но господин Н.Н. колеблется. Он не  знает, как на то, что Ася –незаконнорожденный ребёнок-  посмотрит общество. Поэтому  он «благоразумно» не говорит тех самых заветных слов, которые так ждет девушка.
И только тогда, когда герой узнает, что Гагин и Ася уехали  из Германии, он понимает, что любит такую необычную девушку, что хочет на ней жениться,  но и осознает, что потерял её навсегда и никогда ее не увидит.
Вспоминая всю эту историю, произошедшую много лет назад в Германии господин Н.Н. признается, что никогда больше в жизни не испытывал  таких любовных переживаний и такого глубокого одиночества.
Главные герои произведения
И.С.Тургенев в своей повести «Ася» показывает разнообразные человеческие образы  со своими недостатками и достоинствами.
Ася — дочь крепостной женщины, родившей от богатого барина. Она постоянно ощущает на себе двусмысленность своего положения. В связи, с чем девушка  не уверена в себе, вспыльчива, немного капризна, но добра, ранима, чувствительна. Она очень любит своего сводного брата, очень ценит  его нежные чувства и самоотверженное поведение.
Но Ася никогда прежде не испытывала  романтических чувств. И она не понимает своего состояния по отношению с господину Н.Н. Но разобравшись в своей душе, она честно признается в своей любви своему избраннику.
Ася — непорочная, возвышенная, скромная девушка, но со «стержнем» внутри. Она умеет любить и жертвовать. Но понимая, что молодой человек не сможет решиться связать свою судьбу с девушкой сомнительного происхождения, она находит в себе силы покинуть навсегда свою первую любовь.
Рассказчик — господин Н.Н., который по прошествии всей жизни вспоминает потерянную любовь, предстает богатым юношей, который может себе позволить путешествовать на свету, ничего не делать.  Он одинок, но не хочет знакомиться  с русскими. Он бережет свой покой.
Ему нравится наблюдать за людьми и анализировать их поступки, но он их не чувствует сердцем. Он вначале не понял Асю, а потом не оценил ее прекрасные качества, не смог пойти наперекор  сложившихся обычаев общества.
Старший брат Аси — Гагин, который заботится о ней, — правдивый, простой,  честный человек, но без цепкости по жизни. Он любит свою семью, уважает отца, честно выполняя его последнюю волю — заботится  и оберегает свою сестру. Ко всем людям он относится положительно, всегда находит в их поступках и характере добрый смысл.  Ради других он охотно жертвует своими интересами: разрывает дружбу с господином Н.Н. и увозит Асю из Германии; покидает родину и уходит в отставку, чтобы  воспитать сестру.
Композиция произведения
Всю повесть можно назвать повестью о любви. Любовь открывает Асе взрослый мир, резко выдергивает ее из безмятежного детства. Она обретает определенный опыт: проявляет достоинство, силу духа.
Что нельзя сказать про ее избранника — господин Н.Н. показал всю свою трусость, нерешительность и бестактность.
Тургенев  описывает  образ Аси через восприятие и отношение к ней господина Н.Н. Автор через поступенно протекающие ситуации — знакомство с Гигиными, «странности» Аси, история семьи, объяснения, переживания героя — показывает, как любовь влияет персонально на каждого. Ася повзрослела  из – за этих первых чувств, а господин Н.Н. не смог пройти испытания любовью.
Заключение
Вся повесть «Ася» говорит о том, что счастье очень хрупкое и мимолетное и распознать его можно только сердцем. И если это не случится, то беспощадная любовь не дает второй попытки найти дорогую своему сердцу половину.
2 вариант
Наверное, нет ни одного человека, который хотя бы один раз в жизни не сказал что-то такое, о чем пришлось искренне сожалеть. Люди часто в порыве говорят что-то обидное, потом понимают, что неправы, да только уже поздно.
В повести Ивана Сергеевича Тургенева Ася, наоборот, главный герой так и не обрел счастье из-за боязни произнести вовремя слова одно единственное слово.
Главный герой, господин Н., он же рассказчик, приятный молодой человек, имеющий хорошее финансовое обеспечение, воспитанный, и путешествующий без каких-либо целей. С первых строк он завоёвывает симпатию читателей, и даже сочувствие, ведь господин Н. недавно пережил несчастную любовь.
Во время одного из путешествий заграницей, в немецком городке, герой слышит родную речь и знакомится с молодыми Гагиными. Очень быстро новые знакомые становятся друзьями.
Первоначально Ася предстает перед нами немного странноватой девушкой, но с добрым сердцем. Даже родной брат отзывается о ней, как о немного бредовой девушке. Однако, с каждой страницей хрупкая девушка покоряет читателя своей искренностью, умом, честностью, чуткой и чувственной душой. Оставить о себе хорошие воспоминания, быть смелым и говорить только правду – девиз жизни Аси.
Чем больше господин Н. общается с этой невероятной девушкой, тем больше привязывается к ней. В сердце молодых людей зарождается светлое чувство.
Очень понятно беспокойство брата о сестре, ведь немногие могут понять ее по-настоящему. Зная, что у Аси нет половинчатых чувств, он сравнивает любовь с грозой. Однако, рассудительный брат не верит в счастье молодых людей.
Боясь ранить девушку, допустить в отношениях с Асей фальшь и неискренность, герой весьма осторожно ведет себя на свидании. Дать обещание и не выполнить и этим обидеть девушку, ранить ее сердце – герой искренне желает этого не допустить.
Ждала ли Ася заверения и обещания? Нет, она просто хотела услышать одно единственное заветное слово, которое господин Н. так и не смог произнести, хотя осознавал, что любит девушку и очень дорожит ею.
Через некоторое время Ася уезжает. Ее исчезновение из жизни героя приводит к осознанию, что счастье не может ждать завтра, у него нет вчера, счастье – это сегодня и сейчас, это момент, который нельзя упускать
Тургенев вращался долгие годы среди русской интеллигенции и культурных слоев и стремился в своих произведениях запечатлеть образ современного человека. В своих произведениях Тургенев много внимания уделяет глубокому и всестороннему описанию «лишнего человека», наделенного всевозможными талантами, без перспективы самореализации.
Безусловно, неприглядные стороны жизни также были предметом изображения произведений Ивана Сергеевича, но передовые люди 40-50 годов, будущее России становились главными героями его историй.
В большинстве, небогатые образованные дворяне, сознательно выдвигающие протест против, с их точки зрения, «дурного устройства общества», описанию этих героев выделяется значительное место в трудах автора.  Это глубоко несчастные люди, которые терпят неудачи во всех сферах жизни – общественных и личных, они не могут найти свое место, становясь «лишними людьми».
В повести Ася нет ничего не приглядного и отталкивающего – нет злодеев, плутов, мелких чиновников, но после прочтения остается щемящее тоскливое чувство. Первая половина романа, такая светлая и обнадеживающая вдруг разочаровывает читателя. Главный герой, в чьих руках была счастливая судьба его и Аси, обманывает не только надежды главной героини, но и ожидания читателей. Спустя годы он понимает – счастье было так близко. И от этого осознания становится печальнее и безысходнее. У счастья нет вчера, у него нет завтра.
Анализ повести 3
В повести «Ася» рассказчиком является одинокий сорокалетний холостяк по имени Н.Н., он рассказывает нам печальную историю любви своей юности. Его память —  новелла, он говорит о в маленьком и живописном городе на Рейне, на берегу которого стоят романтические средневековые замки и изумрудно-зеленые холмы; идеальное место для мимолетного, эфемерного романса. Рассказчик приходит туда на праздник и встречает брата и сестру; Гагине и Асю. Поскольку они являются единственными россиянами в городе, они скоро подружились. Рассказчик развивает интеллектуальную связь с Гагине, но вскоре влюбляется в его странную и симпатичную младшую сестру, которая сначала была очень застенчива.
Вот что рассказывает Тургенев о первой встрече героев: «Мое присутствие, казалось, смутило ее; но Гагине сказала ей: «Не стесняйся; он не укусит тебя. Эти слова заставили ее улыбнуться, и через несколько минут после того, она говорила со мной без малейшего смущения».
И вот как Тургенев представлял ее. Опять же, у нее очень девчачий вид, как и у Натальи, и у других девушек-героинь Тургенева: «Молодая девушка, которую он назвал своей сестрой с первого взгляда, мне показалась очаровательной. На ее круглом и слегка коричневом лице было выражение довольно своеобразное, пикантное и красивое; ее нос был маленьким и стройным, ее щеки пухлые, как у ребенка, ее черные и ясные глаза. Несмотря на то, что она была пропорционально распределена, ее фигура еще не была полностью развита». «Ася может быть восторженной и дикой в одно мгновение, без какого-либо отношения к социальному общению, только чтобы стать застенчивой в следующий момент, задумчивой и потерянной в своих мыслях».
Вот пример, чтобы проиллюстрировать этот момент: однажды Ася разбивает ветку дерева и играет с ней, как если бы это была пушка. Когда они сталкиваются с группой шокированных английских туристов, она начинает петь громким голосом. Но позже вечером она является воплощением элегантности и безмятежности: «Когда мы приехали, она сразу же отправилась в свою комнату и не появлялась до обеда, за столом она сидела с достоинством, почти ничего не пробовала и пила только воду. Было очевидно, что она хотела сыграть новую роль в моем присутствии: молодую леди, скромную и хорошо воспитанную. Гагине не сдерживал ее; время от времени он довольный собой смотрел на меня, слабо пожимал плечами, и его любезный глаз, казалось, говорил: «Она всего лишь ребенок; будьте снисходительны ». Ниже приведен небольшой разговор из девятой главы, который также показывает отсутствие чувства правильного поведения для Аси:
«А что вам нравится в женщинах?» — спросила она, обращаясь с детским любопытством.
«Какой особый вопрос!» — закричала я.
«Я не должна была задавать вам такой вопрос, не так ли? Прости меня; Я привыкла говорить все, что приходит мне в голову. Вот почему я боюсь говорить ».
«Говори, умоляю! Не бойтесь ничего, я очень рад видеть вас менее дикими».
Рассказчик больше интересуется таинственной аурой вокруг нее, чем на самом деле влюблен в нее, он говорит сам: «О! эта маленькая девочка — она, действительно, загадка ».
В конце их любви герой внезапно становится холодным и отступает от привязанностей, которые он сам начал:
«Итак, все кончено», — ответил я еще раз; «Это конец; и мы должны расстаться ».
«В моем сердце было…, — продолжал я, — возникло чувство, которое, если бы вы заметили его вовремя, получило бы развитие! Вы сами нарушили связь, которая нас объединяла; вы не доверяете мне »

Оцените статью
Smart-pixel.ru