Рассказ написан в типичном для Шукшина жанре «рассказа – характера». Только, если обычно характерными героями являются «деревенские чудики», то здесь главный герой персонаж откровенно отрицательный, «дружок черта», собравший в себе все плохое, скопившиеся в простых русских деревенских людях. Автор завуалировано критикует режим того времени, показав в одной сцене все проблемы советского колхоза.
В двух предложениях мастерски описан путь русского села до заброшенной советской деревни. Символично название колхоза «Гигант».
Главный герой – колхозный бригадир Колька Шурыгин, предложивший председателю разобрать на кирпичи старинную деревенскую церковь. Дальнейшие события укладываются в один день – воскресенье, когда Колька решил разрушить церковь, победив своей безумной упертостью сопротивление односельчан и протест местного учителя. Даже мать и жена проклинают его, и не найдя понимания, он гонит на мотоцикле в райцентр за водкой, так как в родной деревне ему не продали.
Василий Макарович называет героя «крепкий мужик», показав читателю его как бы с положительной стороны. Вот ведь кирпич экономит. Позже становится понятно, что он просто упрямый.
На двух страницах уместилась вся деревня. Колькина жена, мать, кладовщик Михайло и сельский учитель. Все они протестуют против «крепкого» бригадира.
В судьбе деревенской церкви читатель легко может увидеть судьбу России. По словам матери героя, она и объединяла и «сил прибавляла…». Однако тут же и безысходность того времени. Церковь разрушена, надежды нет – а ты «пиши, пиши».
Шукшин писал этот рассказ в 1969 – 1970 годах, целых два года. Он несколько раз редактировал и переписывал текст. Произведение было можно сказать отшлифовано до мелких деталей. К примеру, церковная кладка – не кладка, а «литье». За церковь «всем миром» просили. Автор использует явно библейскую лексику, Колька – антихрист постоянно «чертыхается» в словах. Это тоже очень уточняет характер героя.
В нем воплощена вся разрушительная сила русского мужика, одержимого какой – либо идеей, пусть даже негативной и в Российской истории много тому примеров.
В итоге самодур Шурыгин, хоть и завершил задуманное, оказывается посрамленным и социально отверженным. Своим поступком он только добился бойкота односельчан и членов семьи. Человек, оторвавшийся от корней, не имеет будущего.