Анализ произведения Прощание с Матёрой Распутина (повести)

Анализ произведения Прощание с Матёрой Распутина (повести)

История создания
Повесть «Прощание с Матерой» написана Валентином Распутиным в 1976 году и посвящена 60-м годам прошлого века. В Сибири активно возводились гидроэлектростанции, плотины перегораживали реки и под воду уходили деревни и острова. Матера – это и остров, и деревня, которая расположена на нем.

Жанр
В. Распутин –мастер малого жанра, это повесть
Сюжет и тема
Валентин Распутин одним из первых в нашей литературе поднял проблему отношения человека и природы. Ниже острова Матеры строится плотина, и остров, и деревня будут затоплены. Жителей переселяют в поселок в квартиры. Идут последние недели существования острова. Не все старики, в отличие от молодых, согласны расстаться со своей малой родиной. Последнее лето стало проверкой характеров жителей на человечность. Они должны уехать, а остров скрыться под толщей воды.
Главные герои
Пинигина Дарья Васильевна –старейшая жительница острова.
Пинигин Павел –ее сын, ему пятьдесят лет.
Второстепенные персонажи
Пинигин Андрей –внук Дарьи, Богодул –старик, Сима –старуха, Екатерина, ее непутевый сын Петруха, старики Настя и Егор, Воронцов –местный начальник, Хозяин острова.

Композиция
Повесть состоит из двадцати четырех глав, в которых автор представлена последняя в трехсотлетней истории острова Матеры весна. Вопрос о деревне решен, плотина строилась, остров и деревня на нем должны быть затоплены.
Завязкой повести стало известие о затоплении острова, новость обсуждают старухи, собравшиеся у Дарьи Пинигиной, старейшей жительницы, но она сама управлялась с хозяйством. Тем временем на остров прибыла санитарная команда и взялась за очистку кладбища. Старухи прогнали санитаров и поставили все кресты на место. К Дарье приходит старик Богодул, ему она признается, что не думала дожить до таких времен. Вечером приехал сын Павел, завел разговор о переезде, но Дарья не представляла свою городскую жизнь без коровы и кур. Вечером на острове появился его Хозяин острова, его никто не видел, но он знал всех.
Первыми уезжали старики Настя и ее муж Егор, расставание с деревней было тяжелым. На острове начались пожары. Первым Петруха поджег свой дом, и матери пришлось уйти жить к Дарье. Хозяин острова наблюдал за пожаром. Павлу понравилось, что с матерью живет Екатерина, он не любил часто ездить на остров и не мог представить себе мать, живущей в поселке, который и построили как-то странно. Начинался сенокос, и многие жители приехали на остров. Вернулся нарядный Петруха, который куда-то исчезал. В гости к Дарье приезжает внук Андрей, который засобирался на большую стройку, его планы Дарье не нравятся.
Незаметно наступил сентябрь, местный председатель Воронцов дает команду начинать все сжигать. А у Дарьи просьба к сыну и внуку: перенести могилки родных. Но Павел забывает об этом, а Андрей уезжает. Постепенно жители перебираются вместе с живностью в поселок, а деревня становится серой и брошенной. Дарья берет к себе в избу Симу и ее внука Колю. По деревне идут разговоры, что Петруха жег дома за деньги, чего ему не может простить мать. Павел приезжает и забирает корову, Дарья все еще не готова к переезду. Вечером она идет на кладбище и мысленно беседует с родными, пытаясь найти ответ на вопрос: зачем человек живет? Где правда?
Матеру нельзя было представить без лиственницы, которая была символом его жизни. Добрались и до нее, но напрасно. Ее не взяли ни огонь, ни пила. Дарья затеяла побелку дома. Из поселка вернулась Настя и рассказала, как трудно умирал Егор.
Дома были сожжены, и старухи собрались в бараке у Богодула. Узнав, что на острове люди, Воронцов посылает Павла и Петруху за ними. Их с трудом находят. Когда Богодул открыл дверь барака, то все услышали голос Хозяина острова, он напоминал вой.
Вариант 2
Повесть Распутина можно отнести к деревенской прозе, в которой изображена жизнь простых людей. Название произведения много о чем говорит. «Матеру» можно сравнить с матерью землей, с которой трудно прощаться, ибо это малая родина родившихся здесь людей.
События, описанные здесь реальны. Когда строилась  ГЭС на Ангаре, было затоплено много деревень, среди которых и родная деревня писателя. Он, как никто пережил эти процессы и мастерски передал свою трагедию в повести, которую написал в 1976 году, спустя годы от тех событий. Именно в этот период стирались с земли неперспективные хутора и деревни. Люди с болью прощались со своими домами, которые должны были уйти в небытие.
Основной темой повести есть тема вымирания деревни, но к этой теме также тесно соприкасаются такие темы, как отношение к вымиранию деревни разных поколений и разных людей, поиск счастья, семейные отношения, совесть людей. Эти нравственные каноны у каждого разные: кто остается при этих испытаниях человеком, а кто – наоборот.
Композиция повести построена на воспоминаниях жителей и диалогах, что делает произведение более реалистичным. Матера находится на острове, и добраться до нее можно только по воде. Вода здесь выступает и как символ времени, которое течет и его нельзя остановить. Менялись поколения, возводились новые дома. Триста лет деревня жила своей обычной жизнью и казалось, ей нет века, как и бегущей воде.
Автор колоритно описывает уклад деревенской жизни. Люди живут здесь обособленно, однообразно. У них нет особых радостей, только тяжелый труд. Мы знакомимся с главной героиней Дарьей, которая, как и другие старожилы  деревни, очень болезненно переживает переселение. Они не могут поверить, что с лица земли исчезнет все, что им было так дорого и свято. Старик Егор, перебравшись в город, не смог пережить расставания с родными местами и вскоре умирает. До последних дней Дарья следит за избой, прибирается в ней, а напоследок, прощаясь, как с покойником, даже побелила избу. Она до последнего остается в деревне, не понимая того, как может молодежь так легко покидать родные края. В этом и заключается идея нравственности в произведении.
Но совсем по-другому к переезду относится молодое поколение. Они рады такому событию, даже жгут свои дома, надеясь на лучшую жизнь в городе. Дарья не может понять своего внука Андрея, старающегося скорее перебраться в новую жизнь, даже не простившись с деревней. Эта безнравственность достигает апогея, когда уничтожают кладбище, а Дарья с другими стариками бросается защищать могилы предков. Слова Дарьи о том, что не будет будущего у того, кто предает память о прошлом и настоящем, автор вложил огромный смысл.
Развязка повести печальна тем, что сын Дарьи Павел осознает свою неправоту по отношении к родным местам. Он понимает, что на новом месте переселенные люди будут просто квартирантами.
Большое значение в повести имеют символы: дождь, зверек-хозяин, охраняющий остров, дерево как первооснова жизни, туман, как неясность будущего, домовые, берегущие избы, да и сами избы, изображенные как живые существа.
Отношение автора к героям повести однозначно: он на стороне старожилов, которые не могут предать родные места.
Подробнее
Многие авторы пишут произведения на основе реальных событий, по мотивам собственных биографических случаев. Так и в сюжет своей повести Валентин Григорьевич заложил основы подлинной истории. В 70-80 годах XX века по всему Союзу шло активное строительство гидроэлектростанций. В произведении автор описал один из таких процессов, происходивший на реке Ангаре.
Первые страницы произведения Распутин посвятил описанию природы. Он упоминает, что подобная картина – таяние снега и ледоход – повторяются из года в год. И тут же Валентин Григорьевич противоречит себе и рассказывает о том, почему эта весна стала не обычной. Деревня Матера, на берегу Ангары, «сошла с привычного хода». Строки эти легко дают прочувствовать атмосферу угасающей деревенской жизни.
От описания деревни Распутин переходит к рассказам о судьбах ее жителей. Кажется, что в них нет ничего особенного. Каждый в деревне живет обычной трудовой жизнью, а поводом для радости может послужить, разве что, приезд сына с невесткой на выходные в отчий дом. У жителей Матеры свое счастье – и оно в родной земле. Многие матеровцы приравнивают переезд к смерти, так родна и дорога им деревня. Даже на собственные вещи, которые им не пригодятся в городе, жители смотрят с тоской. А что уж говорить о животных, которые часто становятся членами семьи.
Стоит отметить, что герои повести переживают не только за трудное привыкание к городской жизни, но и за то, что будущая ГЭС затопит могилы их предков. Рабочие начинают заниматься, в прямом смысле этого слова, вандализмом. Они разрушают могилы, сжигая кресты и памятники, чтобы «ничего лишнего» не поднялось на поверхность воды. Данная сцена одна из самых трагичных в повести. Мало кого из читателей она может оставить равнодушным. Этот научно-технический прогресс смоет с «лица» земли всю их историю. По логике властей, личные чувства жителей никого не интересуют, на первое место возводится общее благо – новая электростанция.
Одним из символов будущего затопления стал часто льющий дождь, сменяющий солнечные дня. Распутин оставляет перед читателем открытый вопрос: чьей стороны придерживаться? Идти в ногу с прогрессом или сберечь кусочек русской земли?
В небольшом произведении автор смог раскрыть несколько «вечных» проблем. Перед читателем встают не только экологические вопросы. Распутин с легкостью затрагивает тему жизни и смерти, говорит о смысле человеческого бытия, рассуждает о вечных «столкновениях» отцов и детей. А «красной линией» через все произведение проходит тема любви к малой Родине.
Анализ повести 3
Легендарная повесть Распутина «Прощание с Матёрой» повествует о жизни обычных людей.
Все события, которые описаны в произведении, весьма реальны. Когда строили ГЭС на Ангаре, было затоплено много деревень, среди которых и была деревня Распутина. Он, пройдя через все это, смог мастерски описать всю суть трагедии в своем рассказе.
Однако, основной тематикой произведения можно считать тему вымирания деревни и другие, которые тесно сплетены. К примеру, затрагиваются темы поиска счастья, любви, лучшей доли.
Вся повесть содержит в себе много разных воспоминаний местных жителей, диалогов – все это делает произведение очень реалистичным.
Распутин очень тщательно описывал то, как живут деревенский люди. Здесь жизнь протекает весьма однообразно. Каких-то радостей нет, есть только труд. Автор знакомит читателя с главным героем рассказа  Дарьей. Она, как многие люди деревни, тоже очень тяжело переживала все происходящее: затопление деревни, переселение. К примеру, Дедушка Егор, когда переселился в город, не смог с этим смириться и вскоре умер. Дарья до последнего пытается остаться в деревне, о своей избе она заботилась, как о ребенке. Ей не понятно было, как молодежь может так просто переселиться в город.  
К этому переезду по-другому отнеслась молодежь. Все они были бесконечно рады тому, что случилось, ведь надеялись, что в городе будет лучше. Женщина никак не могла понять и своего внука, который все скорее хотел уехать.
В конце повесть говорить о том, что сын Дарьи, Паша, все-таки понял то, что был не прав. Понял то, что родные места нужно ценить. Наконец он осознал то, что в городе не будет лучшей жизни, как они думали. Там все они чужие, там все неродное.
В повести Распутина огромное место занимают символы, в которые автор вкладывает особый смысл.  Данными символами писатель шифрует  то, что хотел бы сказать открытым и прямым текстом.
Распутин больше на стороне тех, кто защищал деревню и не хотел уезжать. Ведь их можно понять: каждый из этих людей не хотел расставаться с родными местами, ведь все это было дорого сердцу. По мнению сторожил нельзя было просто взять и уехать, даже не подумав о том, что будет с деревней дальше.

Оцените статью
Smart-pixel.ru