Произведение относится к жанру философского размышления в духе экзистенциалистического направления, рассматривающего человеческое бытие в виде абсолютной уникальности.
Ключевым персонажем повести является молодой мужчина, именуемый Мерсо, представленный писателем в качестве офисного работника, характеризующегося романтическим единением с окружающей природой, при этом ощущающего одиночество и равнодушие к окружающим людям, не понимая их истинный жизненный смысл. Единственные моменты, не оставляющие героя равнодушным, описываются в виде плотских радостей (пищи, сна, взаимоотношений с женским полом). Мерсо описывается в повести как отстраненный от жизненного существования человек, находящийся в собственной обособленной от окружающего мира атмосфере, живущий ощущением, настроением, чувствами, не признающий социально значимые ценности.
Композиционная структура повести представляется тремя частями, первая из которых рассказывает историю основного героя, вторая часть повествует о совершении героем преступления, а в финальной части раскрывается протест Мерсо, находящегося в заточении, против господствующей общественной морали, не предпринимая попыток спасения собственной жизни.
Проблематика произведения представляется несколькими темами в виде жизненного смысла, кризиса веры, понятия вседозволенности и правильности человеческого выбора, а также абсурдности реальной действительности.
Сюжетная линия произведения повествует о роковом поступке главного героя, выразившимся в случайном убийстве преследовавшего его араба, результатом которого становится казнь Мерсо.
Авторский замысел выстраивает содержание повести в виде исповеди главного персонажа, находящегося в ожидании собственной казни, при этом в повествовании отсутствует раскаяние Мерсо, а существует лишь желание объяснения своих поступков, и в первую очередь самому себе.
Стилевая характеристика повести представляется многочисленными простыми предложениями, лишенными сложного подчинения, создающими впечатления сухости слога и предоставляющими читательской аудитории восполнить ощущения посредством собственных эмоций и переживаний.
Кульминационная развязка сюжета осуществляется в финальной части повести в виде беседы заключенного Мерсо, ожидающего исполнения смертного приговора, со священником, посетившим его для покаяния. В сцене разговора с духовным отцом проявляется истинный смысл образа главного героя, категорически отрицающего религиозные догмы, чувствующего необратимость разрушения своего мира, но ощущающего лишь досаду и небольшое сожаление.
Литературное значение произведения заключается в изображении равнодушного человека, существующего мире равнодушия, символом которого становится случайный прохожий, находящийся в реальности временно и праздно, представленный писателем как абсурдный человек, выступающий против неискреннего, фальшивого общественного мнения.
Вариант 2
Повесть Альбера Камю является художественным изложением философских постулатов автора. Сам Камю заметный мыслитель начала двадцатого века. Он придерживался идей экзистенциализма, предполагавшего простое существование людей в мире, отрицая принцип божественного направления жизни.
Повесть «Посторонний» является ярким примером идей автора, донесенных до читателя простым и понятным языком. Главный герой Мерсо приверженец экзистенциализма, воспринимает жизнь иначе, чем окружающие. Не плачет и убивается на похоронах матери, не стремится жениться на своей девушке и завести полноценную семью. Демонстрируя подобное поведение, Мерсо словно бунтует против общепринятых норм. Но это протест не вызывающий, имеющий своей целью привлечь внимание к собственной персоне. Скорее герой в равной степени не понимает окружающих, в какой он сам им непонятен.
Ключевое событие произведения – убийство, совершенное Мерсо без видимого мотива. Единственное, что побудило героя совершить преступление, это палящее солнце, временно помутнившее рассудок. Однако ни следствие, ни присяжные не могут принять такой причины. Во второй половине повести они отчаянно пытаются объяснить поведение героя на уровне привычных устоев общества.
Мерсо же не так прост. Среди людей он чувствует себя изгоем. Он прекрасно понимает, что никогда не сможет понять «нормальный» образ жизни. Аналогично простые люди никогда не смогут принять его, поэтому герой решает не оправдывать своего поведения. В противоположность этому, он очень сильно ощущает свою связь с природой. Не хочет идти на повышение, чтобы не уезжать от моря в душный город.
Во всех событиях, описываемых героем, ключевое место отводится погоде. Невыносимая жара, палящее солнце, ласковое море занимают персонажа намного больше, чем происходящее вокруг. Стиль повествования лаконичный, сухой. Герой не считает нужным выражать сильные эмоции, ведь в этом мире он просто наблюдатель.
По этой причине Мерсо привыкает находиться в тюрьме. Ведь это всего лишь очередная часть его жизни. Единственное, что вызывает в нем гнев, это попытка навязать ему чуждые идеалы. Он вступает в жаркий спор со священником, убеждающим его покаяться, принять божью волю. Мерсо гневно защищает свои убеждения, ведь человек не исполняет чьей-либо воли, он просто живет на свете один, среди таких же одиноких людей. До последнего верный своим идеям, герой решает просто принять смерть, чем соглашаться с общепринятой точкой зрения.
Посторонний — анализ повести
«Посторонний» или «Чужой», или же «Незнакомец», в зависимости от перевода – это первая опубликованная повесть французского писателя и философа-экзистенциалиста, Альбера Камю. Идея данной повести сформировалась у Камю в 1937 году, когда он сделать первый набросок сюжета будущего «Постороннего» в своей записной книжке. Спустя 5 лет Камю всё-таки осуществляет задумку и публикует свою повесть. Она практически сразу же завоёвывает внимание и популярность у читателей. Ныне же «Посторонний» — классический пример произведений французского экзистенциализма как литературно-философского течения.
Сюжет «Постороннего» разворачивается в колониальном Алжире. В его центре – некий 30-летний француз Мерсо, на имени, происхождении, настоящем и прошлом которого Камю практически не акцентирует нашего внимания, описывая нам лишь три наиболее главных эпизода его жизни – смерть матери, убийство им случайного местного жителя и суд, за которым последовал приговор к смертной казни, а так же его кратковременные отношения с некой девушкой.
Первое и последнее события демонстрируют лишь его отстраненность от происходящего, бесчувственность и эмоциональную сухость, пренебрежение к любви (как к матери, так и к девушке) и в целом его безэмоциональность. Его «отчитывают» на похоронах за то, что он не проявляет никаких эмоций, описание же отношений так же демонстрирует отсутствие даже самых слабых чувств к девушке, которая его искреннее любит. Но его не волнует осуждение окружающих, он пренебрегает и их личными оценками, и общественными нормами морали в целом.
Суд и последовавший за ним приговор же наиболее хорошо раскрывают личность Мерсо. Убийство (а конкретно – нажатие на курок пистолета) он объясняет «солнцем», которое светило как-то по-особенному, что вызывает смех у присяжных. Однако обвинение огласило им тот факт, что он не плакал на похоронах собственной матери, что сменяет смех всеобщим негодованием. Присяжные делают вывод, что перед ними жестокий человек, не достойный жить. перед исполнением приговора Мерсо посещает священник, который стремится убедить его в необходимости покаяться перед смертью, но тот отказывается поверить в загробную жизнь и не принимает религиозную картину жизни и мира в целом.
Камю рисует перед нами не только «построенного от эмоций» человека, как может показаться по его описанию, но и «чужого в обществе». Мерсо не принимает никаких постулатов общества, и, по сути, за рядовое преступление его приговаривают к высшей мере наказания. Дело в том, что Мерсо – искренне и честно говорит обществу, что не собирается играть по его правилам, чем пугает людей. Сам Камю, объясняя смысл своей повести, писал, что «В нашем обществе любой, кто не плачет на похоронах матери, рискует быть приговорённым к смерти». Именно поэтому «Посторонний» так и назван, ведь в повести дан пример того, как общество жестоко к чужакам, будь они «чужаками» хоть в географическом и культурном смысле, хоть «чужаками» в моральном и идеологическом.