История создания
Автор в последние годы жизни болел страшной болезнью — туберкулёзом. Он старался преподать молодому поколению бесценные уроки жизни. Поэтому писал детские произведения, в которых реальность тесно переплеталась с фантастикой.
За год до своей смерти в 1950 году Платонов написал рассказ «Неизвестный цветок». Для властей автор был «трудным» писателем, он писал только то, что считал нужным. Поэтому его произведения очень редко издавались. Чтобы как-то прожить, он пробует себя в жанрах детской литературы. Но и здесь А. Платонов не смог достойно заработать, чтобы вылечиться и улучшить свою жизнь.
Рассказ «Неизвестный цветок» стал оригинальным посланием для дочери больного писателя.
Жанр
Принадлежность произведения к конкретному жанру сложно определить. Сам писатель назвал его сказкой-былью, так как чётко прослеживается переплетение реальности и вымысла. Многие литературоведы находят в произведении характеристики рассказа,но элементы фантастические элементы приближают его больше к литературной сказке.
Тема и сюжет
Это душевная история о маленьком, безродном цветке, который жил на пустыре. Когда он был крошечным семечком, несмотря на все трудности и лишения, он пророс в ямке между глиной и камнем, питался росой и пылью. Цветок не был похож на других, а был особенным — как яркая звёздочка.
Писатель поднимает несколько важных тем: тему добра, смысла жизни, жизнелюбия и стремления к цели.
Сюжет произведения достаточно прост. Маленький, беззащитный цветок преодолевает жизненные невзгоды, борется и стремится к развитию. Помогает ему девочка Даша, которая отдыхала в пионерском лагере. Она шла на станцию, чтобы отправить письмо маме, по которой очень скучала. Услышав нежное благоухание, она пошла за ним и увидела неизвестный красивый цветок. В нём она нашла родственную душу. О своём новом друге она рассказала другим детям. Вместе с ними девочка помогает цветку: удобряют почву на пустыре, создают благоприятные условия для его существования.
Главные герои
В произведении есть два центральных персонажа, которые преподносят важный жизненный урок читателям. Образ слабого и хрупкого цветка аллегоричен, в нём автор показал человеческую личность, которая борется за своё существование и никогда не сдаётся. Голод, одиночество, усталость не смогли сломить его волю к жизни. Цветок преодолевает все тяготы и преграды, становится сильнее, приобретает возможность продолжить свой род, За упорство и стремление к жизни дети прозвали цветок героем.
Вторым главным персонажем выступает простая девочка Даша. Она отзывчива и неравнодушна к чужой беде. Любит природу и заботится о тех, кому трудно.
Композиция произведения
Элементы фантастики в начале и в конце свидетельствуют о кольцевой структуре композиции.
Автор использовал приём из сказки. Это зачин:«Жил на свете маленький цветок». Завязка — описание жизни неизвестного цветка на пустыре. Развитие событий — это жизненные трудности, одиночество и тяга к жизни. Кульминационный момент — знакомство Даши с растением и её бескорыстная помощь. Развязка — приехав на следующий год в пионерский лагерь, девочка не находит спасённый ею цветок. Зато она видит новые цветы, которые растут на пустыре, и один, который похож на предыдущий, но ещё более прекрасный.
Идея произведения
..Необходимо проявлять доброту, человечность, взаимопомощь по отношению к другим людям. С помощью терпения и упорства все трудности преодолимы.
Мы должны радоваться каждому дню, моменту, потому что жизнь — это самое ценное, что есть на земле!
Вариант 2
У одного их самых трогательных, на мой взгляд, произведений Андрея Платоновича Платонова «Неизвестный цветок» нет определенного жанра, сам автор определил жанр своего произведения как «сказка-быль», это связано с тем, что в нем очень тесно переплетаются, правда и вымысел.
Это трогательная история о маленьком, одиноком цветке, жившем на пустыре. Вся жизнь этого цветка это тяжелая борьба за выживание. Еще, будучи маленьким семечком, он пророс, оказавшись в ямке между камнем и глиной, питаясь лишь росой и пылью. Но, несмотря на все лишения, неизвестный цветок был не похож на другие цветы, «одна жилка синяя, другая красная», своими лепестками он был похож на яркую звезду.
Дальше читатель знакомится со вторым персонажем этой сказки-были ̶ девочкой Дашей, отдыхающей недалеко от пустыря в пионерском лагере. Когда она идет на станцию, чтобы отправить письмо своей маме, с пустыря она слышит нежный цветочный аромат. И следуя за запахом, она находит Неизвестный цветок, так происходит их знакомство. Даша очень скучала по своим родным и так же, как и цветок, чувствовала себя одинокой. Поэтому в Неизвестном цветке она нашла родственную душу. Она приходила к нему каждый день, и они разговаривали, цветок сказал, что не знает своего имени, потому что некому его здесь звать, ведь здесь совершенно пусто.
Девочка, тронутая этим маленьким, но очень стойким цветком, сделала все, чтобы условия его существования были для него благоприятны. Она рассказала о своем новом друге пионерам из отряда, и совместными усилиями они сделали почву пустыря плодородной, чтобы на следующий год там выросли новые цветы. После четырехдневной работы пионеры смогли удобрить весь пустырь и совершенно забыли об этом цветке, только Даша перед отъездом пришла проститься с маленьким цветком-тружеником.
На следующее лето Даша вновь поехала в тот же пионерский лагерь, где в прошлом году познакомилась с Неизвестным цветком. И она первым делом побежала на пустырь. А пустыря больше не было: повсюду росли зеленые травы и цвели разнообразные пестрые цветы, благоухающие как тот самый цветок, летали разноцветные бабочки и весело порхали птицы. Из необитаемого, одинокого это место превратилось в прекрасный дом для многих живых существ. И все это благодаря стойкости и трудолюбию маленького цветка и отзывчивости и доброте Даши. Но, к сожалению девочки, Неизвестного цветка среди всего этого разнообразия красок не было, но был его сын. Но пионерка нашла другой цветок, он был похож на своего предшественника. Этот цветок вырос из камня, а если точнее, то между двух очень близко расположенных камней. Он был прекраснее прошлого цветка, и он был также трудолюбив и терпелив, как и его отец.
Таким образом, автор старается донести до читателей, что при должном желании, терпении и трудолюбии можно преодолеть любые преграды, даже те, что на первый взгляд кажутся непреодолимыми. Также автор уделяет внимание доброму поступку девочки, что наталкивает читателя на мысль, что вторым важным принципом счастливой жизни является милосердие и отзывчивость.
Анализ 3
Произведение, в виде незатейливой истории про цветок, выросший на пустыре, говорит о важной мировоззренческой проблеме – роли собственных усилий в формировании человека.
Автор пишет, что цветок, выросший на самой бесплодной земле о, оказался самым красивым и жизнеспособным. В рассказ, чрезвычайно бедном событиями, он вводит пионерку девочку Дашу. Это абсолютно положительный образ. Она любит природу, хочет заботиться о тех, которому приходится трудно. В частности, Даша приводит пионеров на пустырь, и они удобряют его. Девочка ставила перед собой цель облегчить жизнь цветам, помочь им стать еще лучше, но она заметила, что из потомков первого прекрасного цветка только один стал тоже красивым – выросший опять в неудобном месте, где приходилось бороться за существование. Остальные, получившие подкормку и, поставленные в более комфортные условия существования, деградировали, стали менее красивыми.
Платонов сознательно сливает два понятия: красоту и жизнестойкость. Действительно, исследования в области психологии показывают, что нам подсознательно нравится все сильное и способное преодолевать трудности. Здесь писатель стремился выразить свой протест против изнеженности и лени, которые дает комфортное и беззаботное существование, позволяющее людям не проявлять свои задатки и таланты и вести унылую, жалкую и безынтересную жизнь.
Автор не дает своего глубокого анализа действительно важной философской и этической проблемы, которую он поставил в данном произведении. Он показывает результат жизни растений, в образе которых он демонстрирует свое понимание людей и общества, в целом. Однако следует заметить, что подобное восхваление силы и воли к жизни, развития через преодоления трудностей, может вести и к отрицательным последствиям. В рассказе, фактически, читателя подталкивают и к еще одному выводу: забота, сострадание и милосердие – вредны для самих слабых. Подобные воззрения удобны, так как очень помогают облегчить жизнь, отказавшись от моральных и нравственных обязательств. Именно подобными примерами всегда подпитывались эгоизм, жестокость и равнодушие.
Однако, в целом, можно заключить, что основная идея произведения верна. Действительно, именно преодоление трудностей двигает вперед прогресс и делает человека личностью. Рассказ учит бороться и двигаться вперед, что вряд ли можно отрицать.
6, 7 класс