История создания: осенью 1669 года должны были во Францию приехать гости послы султана Оттоманской империи. Король Людовик хотел необычно встретить гостей, но у него это не вышло. Этих Турков ничего не удивило.
Они даже гордо сообщили что прием у короля мягко говоря «не очень». Вскоре выяснилось, что это не посланники султана а простые проходимцы. Но короля это все равно очень задело. Что б отомстить туркам Король приказал Мольеру написать комедию, в которой самым беспощадным образом высмеялись турецкие традиции.
Мольеру нужно было совсем немного времени что б написать эту комедию, и поставит ее в королевском театре под названием «турецкая традиция». Увидев пьесу король полностью ее переделал и дополнил высмеиванием дворянства. Так и появилась пьеса «Мещанин во дворянстве».
Жанр: пьеса
«Мещанин во дворянстве» – сатира на мещанство, пытавшееся подражать дворянству, а также напоминание о том, что нарядное и богатое платье не делает человека хорошим и достойным.
Сюжет
Господин Журден не из дворянского рода, но очень мечтает стать знатным человеком. Он всеми силами старается быть похожим на маркизов и графов, чтобы влиться в их общество. Журден тратит большие деньги на учителей музыки, танцев, фехтования. Те пользуются его безграмотностью, льстят его «талантам» и получают щедрое вознаграждение. Заветное желание Журдена – быть замеченным в королевском окружении. Он заказывает «дворянское» платье, вместо которого получает от мошенника-портного жалкий костюм, но не замечает нелепости своего наряда.
Наивностью Журдена пользуется граф Дорант, который берёт у него большие суммы в долг и не собирается их возвращать. Журден просит графа быть посредником между ним и прекрасной маркизой Дорименой. Граф передаёт женщине подарки, но от своего имени. Он сам ухаживает за Дорименой и пытается расположить её к себе за счёт глупого Журдена.
К дочери Журдена сватается Клеонт. Молодые люди любят друг друга. Отец невесты отказывает жениху, так как не хочет выдавать единственную дочь за простолюдина. Он согласен породниться только с маркизом или графом. Это откроет ему доступ в высшее общество. Счастье дочери его мало волнует.
Находчивый слуга Клеонта Ковьель придумал, как можно перехитрить Журдена. Он переодел хозяина в сына турецкого правителя. Журдену он сказал, что наследник турецкого престола поражён красотой его дочери и хочет взять её в жёны. Новоявленный «дворянин» посчитал такого жениха достойным и дал добро на свадьбу. Игру поддержала и госпожа Журден, которая давно и безуспешно пыталась образумить своего мужа.
Во время праздничной церемонии Дорант тоже предлагает руку маркизе Доримене и получает положительный ответ. В финале все довольны: Люсиль и Клеонт поженились, граф счастлив с маркизой, а одураченный всеми Журден пока ещё не знает, что остался ни с чем.
Тема произведения
Комедия Мольера – это произведение о нелепом тщеславии, которое ни к чему хорошему не приводит. Автор высмеивает человека, который пытается казаться тем, кем на самом деле не является.
Главные герои
Журден – мещанин, мечтающий стать аристократом.
Люсиль – его дочь.
Граф Дорант – хитрый и изворотливый человек, знакомый Журдена, ведущий двойную игру ради своей выгоды.
Доримена – красавица, пленившая сердце Доранта и Журдена.
Клеонт – влюблённый в Люсиль молодой человек.
Ковьель – слуга Клеонта, находчивый, смекалистый парень.
Композиция – пьеса состоит из пяти актов, в каждом акте главный герой попадает в нелепые ситуации, и не догадывается что это из-за его наивного характера.
Вариант 2
«Мещанин во дворянстве» — великолепный образец европейской классической комедии 17 в. Автор написал это произведение в угоду королю Людовику XIV, пожелавшему лицезреть смешной турецкий балет. Никогда ранее жанр комедии не сочетался с балетным искусством, но чего не сделаешь ради его величества? К слову сказать, в России эта пьеса была поставлена впервые только во второй половине 18 в.
Во времена Мольера комедию относили к так называемым «низким» жанрам, целью которой было банальное увеселение публики. Такие произведения не претендовали на глубокий философский смысл. Драматургические каноны классического жанра предполагали принцип единства времени, места и действия.
Актуальность пьесы была продиктована реальными событиями, происходившими в социальной сфере французского государства того времени. Это был расцвет класса европейской буржуазии. Зачастую буржуа могли зарабатывать огромные капиталы, которые иногда превосходили доходы дворянской знати. Но «богатый» не равно «знатный». Поэтому появляется практика покупки титулов, слепое подражание благородным особам. Это делалось для того, чтобы поднять статус рода и быть на равных с представителями дворянства по крови.
На этой идее и выстроен сюжет пьесы. Мещанин Журден не жалеет средств на обучение светской этике, танцам, фехтованию, философии и филологии, то есть всем тем дисциплинам, которые изучали дети дворян с ранних лет. Автор комически изображает его рвение в обучении. Ни одну дисциплину он не изучает старательно и вдумчиво. Учителя подыгрывают ему, зная, что их ждет хороший гонорар. Герой старается во всем подражать дворянам: ведет роскошный образ жизни, заказывает дорогую одежду, пытается подобно благородному господину расположить к себе даму сердца.
Эти стремления отражаются и на его семейной жизни. Журден отказывает жениху дочери под предлогом того, что тот не является дворянином.
В итоге главный герой становится «жертвой» коварного плана. Отвергнутый жених Клеонт вместе со своим слугой Ковьелем придумывают обмануть мещанина и хитростью добиться женитьбы на его дочери. Юноша перевоплощается в сына турецкого султана, прибывшего в город по дипломатическим делам вместе с многочисленной свитой, и просит руки прекрасной Люсиль. Отец не может отказать кандидату благородных кровей и соглашается на брак, тем более, что прибывшие чужеземные гости даруют ему титул мамамуши.
Журден безмерно счастлив такой невероятной удаче: он получает чужестранный титул и выдает дочь замуж за сына султана.
Герои пьесы – типичные представители своего времени. Жанру комедии свойственны определенные типажи персонажей, например, глупый богач, хитрый слуга или поверенный в делах, разумная хозяйка, прекрасная, но меркантильная особа и необычный гость. Все это есть в пьесе у Мольера.
К композиционным особенностям комедии можно отнести переплетение нескольких сюжетных линий. Но к финалу пьесы они соединяются. По закону жанра все тайное становится явным, а герои счастливы.