Сказка «Хозяйка медной горы», написанная русским писателем Бажовым, носит глубокий философский посыл. Краткий анализ данного замечательного произведения представлен в данной статье.
Написана и опубликована данная сказка была в 1936 году. Фундамент данного литературного произведения составляет сказания рабочих, трудящихся на рудниках Гуменки.
В названии также скрыт большой смысл. Вид хозяйки Медной горы является не чем иным, как символом хранительницы, оберегателя драгоценностей земли, горных ресурсов.
Жанр произведения можно назвать необычным и уникальным, так как оно написано в народном фольклорном стиле. Стилистика изложения является напоминанием устной легенды.
Главными героями произведения являются Степан, Настя и, собственно, хозяйка.
В тематической основе произведения заложена идея обличения и высмеивания скупости. Хозяйка и Степан встречаются неспроста. Волшебница символизирует то, что человек встретился лицом к лицу с волшебным и неимоверным богатством. Рабочие в то время были в тяжелом материальном положении. Они получали мало денег, прикладывая при этом огромное количество усилий и портя собственное здоровье.
Только некоторые из них находили самородки. Степан выбился в ряд этих счастливчиков. Но ведь право быть счастливым необходимо заслужить своими усилиями. Ведь по легендам человека — богатство, что появилось недавно и внезапно, может довести до зла и даже смерти.
Степан, чтобы получить богатство обязан был пройти испытание.
Первым этапом является диалог с приказчиками и получить наказание. Потом он искушается красотой и привлекательностью ящерицы, живущей под землей. Главный герой смело выносит все испытания и поощряется Хозяйкой. Степан забирает свою жену из крепостничества и устраивает свое существование. Но его в будущем все-таки ожидает одно испытание, которое будет посильнее предыдущих…
Ящерица напоминать Степану будет о себе своими слезами – медными изумрудами. Именно они говорят герою о том, что он отказался от богатой жизни. Степан грустит и тоскует о Хозяйке медной горы, поэтому его скоро настигает смерть на руднике.
Основной проблемой произведения можно назвать отрицательное влияние внезапного богатства на личность. Если обычный человек будет стремиться лишь к богатству, то у него ничего не останется за душою.
Вариант 2
Павел Петрович Бажов писал замечательные сказы. Это рассказы похожие не то на быль, не то на сказку, возможно даже на легенду. У него своя манера передачи народного быта. В тексте много простых слов, которые употребляют горнозаводские рабочие. В основном сказывает Бажов про нелегкую жизнь рабочих занятых на заводах по добыче руды. Работа тяжелая, вредная многие раньше времени заболевают и умирают.
Хозяйка Медной горы обитает в тех местах, где живет главный герой Степан. Не всем она показывается, а может не все могут ее разглядеть среди руды. Отличают ее от обычных девушек по черной прилипшей к спине косе. И в зеленом, как малахит платье. Встреча ней ничего хорошего не сулит, это знают все.
Писатель хотел на примере Хозяйки Медной горы показать, что человек должен быть верен своему слову и делу, и не забывать о душе. Она как бы проверяет насколько человек, которые работают с драгоценными камнями, не поддастся искушению и не станет жадным и алчным.
Беда была вся в том, что Степану деться некуда. Вот и пришлось выполнять поручения Хозяйки. Только вот жениться он на ней не захотел. Тяжело дается расставание со Степаном, но насильно мил не будешь, и Хозяйка Медной горы отпускает юношу и дает богатое приданое его невесте. И просит его никогда о ней не вспоминать.
Степан и сам рад забыть, но не может. Чем больше времени проходит, тем сильнее его тянет к тому месту, где находится Хозяйка Медной горы. Он все дольше и дольше пропадает в лесной чаще, пока его не находят мертвым. Возле него заметили ящерицу, которая плакала драгоценными камнями. Стоило людям подойти поближе, как все превратилось в обыкновенные камушки даже зажатые в руке у Степана.
Не все можно измерить в этой жизни богатством. Все-таки надо по-человечески относиться не только друг к другу, но и к природе, и полезным ископаемым. И никогда не встречать хранительницу уральских самоцветов. Она еще никому счастья не принесла.