Произведение построено на критике образа жизни помещиков, к которым автор, сам происходивший из этой среды, относился отрицательно.
Само название книги «Господа Головлевы» носит иронический оттенок. Слово «господа» мало подходит к его героям, большинство из которых опускается не только в нравственном отношении, но и в социальном смысле.
Считая помещиков паразитическим классом, Салтыков-Щедрин в данном произведении показывает неспособность членов этой семьи приносить пользу обществу и, в ряде случает даже обеспечить самим себе достойную жизнь.
Благосостояние богатой помещицы Арины Петровны – подкашивает отмена крепостного права. Однако ее сын Степан, еще до реформы растрачивает свое состояние и, оказавшись в имении матери, как как ему некуда пойти деградирует и спивается.
Самым успешным в финансовом отношении оказывается его брат Иудушка Головлев (настоящее имя – Порфирий). Однако и он ничего не создает, а благосостояние себе обеспечил тем, что выжил из мнения свою мать. Этот персонаж является воплощением множества отрицательных качеств. Он обирает и, в конечном счете, сживает со свету свою мать. Иудушка также становится причиной гибели своего сына Петра, когда тот попадает в ссылку в Сибирь за растрату, отец не дает ему денег, чтобы покрыть недостачу. Другого сына он после рождения сразу отдает в приют. Эти события, показанные в романе, призваны показать разрыв семейных связей в среде дворянства.
Изобразив племянниц Иудушки актрисами, превратившимися в содержанок, а его самого живущим с крестьянкой без заключения брака, писатель подчеркнул демонстративное игнорирование морали, которое действительно было распространено в высших слоях общества. Кроме того, эти штрих и должны были усилить отрицательное впечатление от персонажей, так как во время издания романа к половой распущенности общественное мнение относилось более негативно, чем теперь.
Показательно, что большинство персонажей произведения много пьют. Вероятно, это должно было, по мысли автора, дополнительно подчеркнуть отсутствие у них цели в жизни, их бесполезность.
Гибель героев романа в результате запоев, самоубийств и последствий совершенных ими преступлений показывает, что, по мысли автора, дворянство должно уйти, как исчезает то, что отжило свое. Даже покаяние Иудушки на могиле матери оказывается бесплодным, он умирает по дороге.
Вариант 2
Произведение по жанровой направленности относится к социально-психологической драме в духе реализма, основу которой составляет история трех поколений рода помещиков Головлевых, закончившаяся трагедией.
Ключевой тематикой романа является духовное и физическое разрушение человеческой личности, показанное писателем в виде помещичьей жизни в период упразднения института крепостного права. При этом название романа в стиле тонкой иронии передает авторскую идею о постепенном неизбежном вымирании сословия помещиков, не приносящего существенной пользы обществу.
Композиционная структура произведения представляется собой завязку, которая переходит в экспозицию и другие сюжетные элементы, выстроенные в соответствии с логической последовательностью, полностью раскрывающие основную тему романа и доносящие авторский замысел.
Центральным персонажем романа является Порфирий Головлев, прозванный Иудушкой, представленный в образе лживого, лицемерного человека, отличающегося празднословием и бесконечным издевательством над окружающими людьми. В образе Иудушки писатель изображает ярко проявление вырождения помещиков, живущих исключительно за счет крепостных крестьян, которые имеют от них рабскую зависимость.
Иудушка характеризуется писателем изворотливой силой, гнусной жестокостью, мерзопакостными поступками, не принимающего традиции семейных обрядов и отношений внутри семьи, использующего закон и религию в качестве обуздывающей, карающей силы для угнетения слабого человека.
Сюжетная линия произведения повествует о семье Головлевых, члены которой обрекаются на несчастливую жизнь, начиная со дня их рождения. Изображая героев семейства, писатель демонстрирует отсутствие взаимопонимания, любви, дружбы и уважения друг к другу, а также ведение праздного образа жизни в отсутствие жизненных целеустремлений, плавно переходящих в пьянство и разврат, являющихся примером масштабной общероссийской проблемы.
Началом умертвления дворянского рода становится смертельная кончина сына Головлевых Степана, являющегося представителем молодого поколения семейства, одного из самых умных и даровитых Головлевых, но ставшего под влиянием деспотичного воспитания матери человеком со слабым, покорным характером. После смерти Степана на семью обрушивается цепочка несчастий и постепенно начинают умирать остальные члены семьи, душевное состояние которых развращено тягой к богатству, жадности, бессмысленными развлечениями и алкоголем. В качестве причины обрушившихся на семью Головлевых смертей писатель указывает Порфирия Головлева, который в прямом либо косвенном смысле способствует уничтожению членов собственной семьи.
Смысловая нагрузка романа передает авторскую идею, заключающуюся в личностном распаде души человека, который впоследствии приводит к физической гибели. Именно в этом писатель видит вечную моральную проблему современного общества.