В «Песне о соколе» показал Горький идеал людей храбрых и свободных. Их в произведении олицетворяет сокол. Следуя своему излюбленному приему, автор противопоставляет такому типу людей и их противоположность. Это – уж. Он показывает сущность обоих этих типов характеров, их ценности.
Рассказывается эта «притча», или, как названа она автором, песня устами старика-чабана, которого писатель упрашивает рассказать ему сказку. И он исполняет с унылым напевом эту песню. Сопровождается все это Горький описанием морского пейзажа. Он представляется в произведении чем-то неизмеримо глубоким, полным мудрости и величия.
Автор подчеркивает в самом начале произведения то состояние, в котором находились он и его спутник. Они были настроены на размышления. Такое описание окружающего героев пейзажа и их настроения, и читателя изначально вводит в глубокую задумчивость и спокойствие. Этого добивается Горький именно описанием моря, передавая то, что оно навеяло на него самого.
Произведение изобилует большим количеством эпитетов, сравнений и олицетворений. Благодаря этому приему, звучит оно очень поэтично.
Два героя песни, уж и сокол, — это олицетворение людей двух складов характеров. Одни из них привыкли жить своей обычной повседневной жизнью. Они спокойны, ведь все течет ровно и гладко. Это состояние застоя подчеркивает автор и тогда, когда изображает размышляющего ужа лежащим на камне. Он символизирует как раз ту неповоротливость и приземленность мыслей.
Другой же тип людей – это бунтари, свободолюбцы. Они смелы и, зачастую, безрассудно храбры. Это те, кто не будет жить такой жизнью. Такие люди способны подрывать устоявшиеся нормы и вести за собой других. Не зря же поет море песню о безумстве храбрых.
Сокол, который является в этом произведении олицетворением именно таких личностей, даже перед лицом смерти не может унять своих порывов. Будучи уже смертельно поражен, он все еще рвется в бой. Он хочет прижать к своей ране врага, чтобы тот захлебнулся его кровью. И, не желая лежать и ждать прихода конца, сокол бросается вниз. Последние свои минуты, и те проводит он в полете.
В образе сокола можно усмотреть изображение революционно настроенных людей, особенно если учесть время написания этого произведения.
А образ ужа – олицетворение мещанства, не желающего подрывать устоев и менять привычную среду обитания и образ жизни.
Сокол, хоть и ненадолго, но все же смог заинтересовать ужа небом. Однако тот, сделав попытку познать это пространство, разочаровывается во всех этих россказнях, и начинает еще больше любить привычную для себя среду. Ведь там есть все условия для его безбедного существования. А на небе их нет – оно, по мнению ужа, пусто и бесполезно.
Именно так считают многие люди, которые не могут представить себе иного существования, кроме того, которое они ведут всю свою жизнь. И, даже вдохновившись чьим-то рассказом и заглянув немного в эту другую жизнь, они не найдут в ней ничего и вернутся обратно. Ведь им не суждено взлететь, а суждено ползать. Но заслуживают славы и почестей те, кто знает счастье свободного полета и готовы отдать за него жизнь.
Анализ рассказа Песня о соколе
«Песня о Соколе» относится к ранним произведениям Максима Горького, которые в большинстве своем воспринимаются читателями как фантастические рассказы, легенды, сказки, не имеющие ничего общего с реальной жизнью того времени. Однако следует понимать, что важным толчком к появлению ранних вещей писателя способствовали революционные движения конца XIX века. В частности, «Песня о Буревестнике» считалась тогда неким призывом к революционным изменениям. В то же время «Песня о Соколе» воспринималась как басня, сказочное произведение, построенное на аллегорических образах.
Повествование, а именно исполнение самой песни идет от лица рассказчика – крымского пастуха Рагима. В начале рассказа дается необычайно красивое описание пейзажа, через которое природа представляется как нечто живое, одухотворенное, наделенное мощной энергией и сдержанной силой. Чувство могущественного величия природы придает жизнерадостный бодрый лад восприятию мира вокруг нас, призывает стремиться к счастью, добиваться его и даже, если это необходимо, сражаться за него.
Величественность природы предстает неким контрастным фоном, на котором ярко выделяется образ высокого, седовласого, худощавого и мудрого человека, прожившего целую жизнь и преисполненного житейской мудростью. Сейчас для него все вокруг кажется легким, зыбким, одухотворенным, а им самим владеет лишь одно желание – думать, мыслить, рассуждать.
Глядя в бесконечную даль, старец предается философским думам, размышляет о смерти, о боге, о смысле жизни. Свои мысли герой облекает в форму песни о храбром Соколе и Уже-обывателе. Картина выглядит следующим образом: вдали возвышаются горы, где посреди их недосягаемых вершин и начинается действие. Внизу волнуется морская вода, а в бескрайнем небе сияет яркое солнце. В самой глубине гор располагается темное, сырое ущелье, где обитает Уж.
Сокол олицетворяет собой смелость, жизнь, борьбу. В то время как Уж – воплощение лени, трусости и малодушия. Первый из них появляется на фоне бушующих вод, он повержен в бою, но продолжает бороться за жизнь. Второй при этом находится в привычной для него обстановке и не спешит покидать спокойное и безопасное место. Для храброй птицы подобные условия равны смерти, он задыхается в них. Сокол томится от бессильного гнева, страдая и переживая из-за своего поражение в битве, но после слов Ужа о том, что в ущелье ему тепло и прекрасно, Сокол словно бы обретает новые силы и прозревает.
Оба этих героя отражают разные точки зрения на то, что есть такое смысл жизни. Для Ужа этот смысл сводится к спокойному, безропотному и лишенному всяких устремлений существованию. Сокол же видит смысл в том, чтобы совершать героические поступки и смелые деяния, следуя за духовными порывами своей страстной натуры. Уж насмехается над Соколом, он не понимает, зачем всё это нужно, если конец всех ждет абсолютно одинаковый.
Умирая, Сокол понимает, что прожил яркую счастливую жизнь, а гибель является лишь продолжением этой жизни. Смерть Сокола – это призыв к продолжению борьбы, символизирующий начало бессмертной жизни.
8 класс