Произведение выходит в свет в 1836 году посредством публикации в журнале «Современник». Основой повести является анекдотическая ситуация, реально произошедшая в питерской столице с очень забывчивым аристократом графского титула, однако писатель переносит сюжетное действие на территорию маленького провинциального города с изменением сути происходящего, поскольку в качестве причины конфузной ситуации, случившейся с главным персонажем, становится не забывчивость, а хвастовство.
По жанровой принадлежности произведение является небольшой повестью, основной тематикой которой представляется изображение человеческой безнравственности, личностного опустошения.
Композиционная структура повести состоит из двух частей, первая из которых является описанием унылой картины провинциального быта. При этом небольшая территория городка изображается посредством иронического приема в качестве ужасно скучного места, где бродят огромные свиньи, называемые городским главой французами, возле модного дощатого забора грязного оттенка и низких маленьких домиков, имеющих кислый вид, а рыночная площадь отличается крайне печальной атмосферой.
Городское общество представляется окружным судьей и градоначальником, спящим на протяжении всего рабочего дня.
Вторая часть повести представляет собой изложение основных событий и раскрывает характер ключевого персонажа произведения, представленного в образе Пифагора Пифагоровича Чертокуцкого, который является главным уездным аристократом. Герой изображается в качестве отставного офицера, помещика, отличающегося ведением разгульного образа жизни, посещая различные ярмарки, принимая участие в выборах, демонстрируя барские замашки.
Занятие хозяйственными делами Чертокуцкого проявляется в определенных коммерческих оборотах, приводящих к закладу всех крепостных в ломбард. Именно посредством вырученных при данной сделке деньгах герой и ведет аристократическое существование. При этом, совершив удачную женитьбу, которая приносит Чертокуцкому некоторый капитал, потраченный им на покупку позолоченных дверных замков, нескольких лошадей и ручную обезьяну.
Главный герой характеризуется автором в качестве безответственного, вечно лгущего, стремящегося пустить пыль в глаза человека. При этом писатель не дает описание внешности своего героя, что способствует созданию эффекта обезличенности и обобщения.
В качестве средств художественной выразительности писатель в произведении используют не только свои мастерские сатирические приемы, но также награждает персонажей повести говорящими фамилиями, пайзонимами, являющимися достаточно красноречивыми, как и включение в повествование обобщенных образов. Кроме того, повесть характеризуется использованием многочисленных риторических выражений.
Смысловое значение произведения заключается в изображение горькой правды русского быта того исторического периода времени.