Анализ произведения Дубровский Пушкина

Пушкин Александр Сергеевич – величайший поэт и писатель, он считается светилом русской литературы. Он жил в 19 веке, но до сих пор люди любят его, а произведения, написанные этим автором, постоянно цитируют все: от детей до стариков. Одним из самых известных произведений Александра Сергеевича принято считать «Дубровского».

История создания
История, заложенная в этом романе, не является вымышленной, она основана на реальных событиях. Однажды один меценат и по совместительству друг Пушкина рассказал ему историю о дворянине с фамилией Островский, который остался без имения из-за каких-то разбирательств в суде, и после этого стал преступником. Этот рассказ и вдохновил писателя на создание «Дубровского».
Направление и жанр
Что касается жанра, то это произведение можно отнести к социально-бытовому роману, потому что в нём рассказывается о простых людях, о их поступках, мыслях и жизни. Однако, помимо этого, в романе присутствуют мотивы жизненных событий и происшествий начала 19 века, что является частью исторического романа и позволяет отнести «Дубровского» именно к этому жанру.

Пушкин никогда не наделял своих героев каким-то одним характером. В этом произведении главный персонаж является как реалистом, так и романтиком.
Суть
В начале произведения читатель знакомится с двумя дворянами, которым одинаково лет, и которые находятся в дружеских отношениях. Однажды Дубровский, увидев жизнь крестьян Троекурова, высказывается об их отношениях грубо, говорит, что они живут чуть ли не хуже собак. Псарь Троекурова в ответ говорит Дубровскому не менее неприятные вещи, и тот обижается. Троекуров пытается помириться с другом, однако тот просит прислать ему псаря, чтобы тот извинился перед ним сам. Это событие навсегда рассорило товарищей. Троекуров отсудил поместье у своего друга, а когда одумался, что, мол, не по-человечески, было уже поздно – Дубровский умер.
После этого на страницах романа появляется сын Дубровского – Владимир. Он стремится отомстить врагу своего отца и становится разбойником. Он меняет имя на Дефорж и начинает учить в доме Троекурова Сашу, а затем влюбляется в Машу и признаётся ей в любви. К сожалению, к ней сватается другой человек – Верейский, но она не хочет выходить за него, и говорит об этом Владимиру, прося помощи. Он хотел помочь, но было уже поздно, Верейский и Маша были обвенчаны. Дубровский уезжает в другую страну.
Характеристика главных героев
Троекуров. Весёлый генерал, вышедший в отставку. Он часто был пьян, всегда веселился и любил гостей. Он любил охотиться, а образованным не был. В Троекурове были человеческие чувства, он не был корыстолюбивым.
Андрей Дубровский. Вместе с Троекуровым ходил охотиться. Не боялся высказывать свои мысли и мнения, один воспитывал сына и считал его своей поддержкой в старости.
Владимир Дубровский. Он был очень чутким, но своя жизнь не заботила молодого человека, он рассчитывал на то, что найдёт богатую невесту. Он очень сильно полюбил Машу, из-за чего не стал разграблять дом Троекурова и сильно вредить ему, а вместо этого научился прощать.
Маша. Чуткая. Талантливая девушка, начитавшаяся романов о любви. Она мечтала о прекрасном и благородном человеке, и нашла его в Дубровском.
Темы и проблемы
Основные темы: темы народа, противоречия власти. Проблемы: отцов и детей, жестокости и социального мира.
Главная мысль и чему учит
Автор порицает главенствующие жизненные порядки в обществе дворян. Главная мысль произведения: власть поддерживает не честных и ратующих за справедливость, а богатых людей. Пушкин учит гуманности и вере в свои силы. Он призывает читателей начать уважать, понимать и любить друг друга.
Критика
Мнения критиков по поводу романа разделились. Некоторые считали, что Пушкин копирует знаменитые зарубежные авантюрные романы, некоторые, что он одобряет разбой, но многим это произведение понравилось. Например, Тургенев был поражён образом Троекурова, а Белинский и вовсе назвал роман одним из величайших произведений автора.
Вариант 2
Основная идея произведения заключается в размышлениях автора о причинах, порождающих разбойническое настроение в народных массах, мстящих за нарушения правды насильственными властными мерами.
Писатель отражает в романе основные проблемы существующего современного общества в виде своеволия помещиков, бесправного положения крепостного народа, произвол царских судебных органов и, как результат в форме стихийного протеста, разбойничества.
В основе произведения лежат реально произошедшие в России события, которые писатель использует в создании романа, демонстрируя в нем характерные для разбойничьих сказаний традиции в виде проникновения разбойника в дом злодея, любовные отношения романтичного героя-разбойника с дочерью своего обидчика.   
Задачей писателя становится достоверное и психологичное описание жизненности происходящих в романе событий и реалистичности изображенных героев.
В образе главного героя романа автор представляет Владимира Дубровского, описанного в качестве бедного молодого дворянина величественного вида с зычным голосом. Основной персонаж произведения участвует в двух конфликтах, рассматриваемых писателем, первый из которых отражает социальное сословное неравенство, неограниченную власть имущего класса в виде взаимоотношений Дубровского и Кирилы Троекурова. Результатом кульминации данной конфликтной линии становится бунт Дубровского, нежелающего терпеть произвол помещика. Второй конфликт произведения связан с развитием любовных отношений главного героя, выраженный в форме семейно-бытовых зарисовок, раскрывающий проблему бесправного положения женщин в обществе.
Обе конфликтные сюжетные композиции писатель объединяет образом Кирилы Троекурова, ставшего причиной разбойничьего поведения главного героя Дубровского и возможного инициатора несчастной жизни собственной дочери Маши. Автор делает акцент на беспринципности, невежественности, порочности и низости Троекурова, не имеющего в душе истинных человеческих чувств, легко уничтожая собственных крепостных и не жалея ради наживы родную дочь, воплощая в образе Кирилы типичного представителя уездного помещичьего общества. При этом Троекуров не лишен человеческих порывов в виде мук совести, любви к Маше, однако обладание безграничной властью придает данным проявлениям уродливые черты, превращая некогда неплохого человека в деспотичного самодура.  
Раскрытие народного стихийного бунта в форме разбойничества передается писателем как проявление единственно возможного способа для простого люда высказать собственное мнение в виде протеста и гнева.
Произведение является незаконченным, оставив развязку финала на усмотрение читателей, при этом в планах писателя согласно его заметках в черновиках окончание сюжетной линии романа должно было стать положительным в виде воссоединения влюбленных Дубровского и Маши Троекуровой, которые обретают долгожданное семейное счастье.
Образец 3
Роман А. С. Пушкина «Дубровский». Роман написан в 1833 году, но Пушкин не решался его публиковать, и только после трагической гибели поэта «Дубровский» был напечатан. Пушкин давно хотел написать роман, о благородном разбойнике, он был вдохновлен произведениями В. Скотта. Многие критики ругали «Дубровского» считая его одним из неудачнейших произведений поэта.
Герой Дубровского, это дворянин, который мстит за поруганное имя, помещику Троекурову (косвенно виновному в смерти его отца) и обществу которое это поощрило. Это байроновский герой, привлекательный и в то же время демонический. Произведение повлияло на творчество Лермонтова, на такие его произведения как «Герой нашего времени» и «Вадим». Пушкин отобразил в произведение николаевскую эпоху, — беззаконие творимое помещиками и продажную бюрократию, которая им помогает это делать. А так же поднял тему «русского бунта, жестокого и беспощадного». Писатель показал и истоки (причины) народного бунта, показал, что так продолжаться не может. В романе поднимается так же проблема крепостного крестьянства, его бесправия и несправедливости вообще, когда дворянин при деньгах и связях может погубить другого дворянина, не богатого и без связей.
Внимание Пушкина к разбойничеству можно объяснить не только литературными источниками. В течение долгого времени России разбой на «больших дорогах» был распространённой проблемой. Беглые крепостные и рекруты, разоренные мелкие дворяне, бежали в леса, нападали на обозы с товарами, грабили купцов, нападали и жгли поместья. Это глубокое понимание социальных причин разбойничества нашло свое выражение в народном творчестве.
В романе присутствует и любовная линия, Дубровский влюбляется в дочку своего врага. Но, у их отношений нет будущего, они обречены как и сам Дубровский. Здесь выступает фатум героя, его выбор сделан, по сути он прав, но он не уживается с обществом и становится разбойником. В личности Дубровского отображена суть человека не понятого и отвергнутого обществом и он в свою очередь ведёт свою «войну» против них. Самым главным врагом Дубровского выступает помещик Троекуров.
Троекуров из-за прихоти и самолюбия решил погубить отца Дубровского, используя земельную тяжбу. Дубровский отец умирает, не выдержав моральных переживаний. Это и становится отправной точкой для дальнейших действий для Дубровского сына.
Анализ по роману Дубровский
Главная идейная мысль в произведении «Дубровский» предстает в авторских раздумьях о том, что же способствует зарождению преступного настроенческого поведения в народных массах.
Автор поднимает в своём произведении важные общественные проблемы, социального и политического характера, которые заключались в своевольном поведении помещиков, отсутствии прав и свобод у крестьянства, полный произвол со стороны судей — это все способствовало зарождению протеста со стороны страдающего народа.
Основу романа наполнили реальные события, которые происходили в России. Писатель повествует о проникновении представителя из народа в дом знатного обидчика, а также описывает завязку отношений с родной дочерью богатого человека.
Писатель ставит перед собой задачи с полной достоверностью происходящего суметь изложить в романе те события, свидетелями которых он отчасти являлся.
Главным героем романа автор делает небогатого представителя дворянства, молодого человека Владимира Дубровского. Он является защитником интересов народа и принимает участие в разных конфликтах. Дубровский, вступая в конфликт с Троекуровым, делает попытки пресечь неравенство и вседозволенность богатого класса, тем самым выражая свое нежелание терпеть подобный произвол. Далее автор вовлекает своего героя в развитие любовных отношений, с помощью которых поднимается вопрос бесправия женщин.
Все конфликтные ситуации в произведении автор соединяет образом Троекурова, поведение которого стало главной причиной восстания Дубровского. Писатель подчеркивает все самые низменные черты Троекурова, у которого не осталось в душе подлинных человеческих качеств. Он не только не жалеет своих крепостных, но и абсолютно холоден по отношению к родной дочери.
У Троекурова иногда возникают тревожные отголоски совести, всплески любви к дочери, но все же жажда власти берет свое и будучи когда-то хорошим человеком он снова превращается в тирана и деспота.
Писатель преподносит народный бунт, который достигает стихийного проявления, как единственный шанс и возможность дать народу высказаться и быть услышанными.
Роман носит незавершенный характер. Автор даёт возможность читателю размышлять, предполагая то, что могло бы послужить для достойного завершения.
По плану автора, который был найден в черновике, финал сюжета романа представлялся ему полностью положительным. Он хотел, чтобы Дубровский и Маша обрели счастливую семейную жизнь без участия вольнодумцев.
Суть, смысл, идея, темы и проблемы

Оцените статью
Smart-pixel.ru