Повесть «Белые ночи» была написана Ф. М. Достоевским в 1848 году. Произведение принадлежит к раннему творчеству писателя. Интересно, что Достоевский отнес «Белые ночи» к жанру «сентиментальный роман», тем самым обосновав главную мысль произведения – одиночество.
Основной темой произведения является одиночество человека в большом городе. В начале 19 века из-за сложной социальной ситуации в больших городах, таких как Петербург и Москва, молодые люди чувствовали себя одинокими, потерявшими смысл своего существования.
Главный герой повести «Белые ночи» — молодой человек, имеющий хорошее образование. Примечательным фактом является то, что герой Достоевского не имеет имени, неизвестно какую занимает он должность и как живет. Писатель обезличивает своего персонажа, тем самым не выделяя его среди других жителей города.
Герой в повести Достоевского назван Мечтателем. Он говорит о себе как о робком застенчивом человеке, не имеющем друзей. Мечтатель чувствует себя одиноким, «лишним». Он подменяет повседневную действительность красивыми мечтами, живя которыми, чувствует себя по-настоящему счастливым.
Мечтателю писатель противопоставляет молодую девушку Настеньку. Автор создает образ красивой активной девушки, способной на искреннее чувство. Ради возлюбленного Настенька готова бежать из дома, она борется за свое счастье.
Композиция повести заключает в себе 5 глав. Первые четыре главы названы «ночами», пятая, завершающая повествование, — «утром». Белые ночи меняют мировоззрение главного героя. Любовь героя к Настеньке спасает его от напрасных мечтаний, наполняет жизнь настоящими чувствами. Мечтатель готов ради девушки пожертвовать всем. Он помогает устроить ее счастье с возлюбленным, при этом, не боясь потерять Настеньку навсегда.
Последняя глава «утро» наполнена грустью и надеждами. Серым дождливым утром заканчиваются для героя белые романтичные ночи. Он снова ощущает себя одиноким. Но в его сердце нет ни разочарования, ни обиды на Настеньку. Напротив. Он благодарен девушке за те счастливые моменты, которые она подарила ему.
Как было сказано выше, «Белые ночи» — это сентиментальный роман. Такой жанр произведения не был характерен для Достоевского, повесть является исключением в творчестве писателя. Не смотря на то, что Мечтатель в конце произведения остается одинок, «Белые ночи» оставляют радостное и грустное чувство в душе читателя: Настенька находит свое счастье в любви, а главный герой, как бы проснувшись от сна, смог увидеть по новому красоту реальной, а невымышленной, жизни.
Повесть «Белые ночи» заставляет задуматься о том, что человек может быть одинок в большом городе, где, казалось бы так много людей.
Анализ 2
Кроме говорящего названия «Белые ночи», указывающего на прямое место действия повести, а именно на город Санкт-Петербург, в произведении имеется два подзаголовка. Первый из них «сентиментальный роман», говорит о чувственности, эмоциональности и банальности произведения, второй — «из воспоминаний мечтателя» как бы уточняет, что во-первых, повествование будет вестись от первого лица, а, во-вторых, вся история сплошной вымысел, плод фантазии мечтателя.
Любопытно, что главный герой повести безымянный. Но не только это делает его удивительным. В характере героя, который кажется читателю смелым, сильным и образованным, на самом деле скрывается робкий, неуверенный в себе молодой человек, который все свои силы тратит на представление собственных мечт. В полете своих фантазий главный герой вовсе не обращает внимания на повседневность, на бытовые проблемы, волнующие всех, но только не его самого. Кроме того читателю ничего не известно о герое — кто он, чем занимается, что любит, где работает, служит и вообще как и где живет? На все эти вопросы в повести нет ответа. Следовательно, автор пытается сблизить героя с читателем. Именно безликость и неоформленность помогают ему в этом.
Герой-мечтатель становится, своего рода, прототипом «лишнего человека», коими называются Печорин или Онегин, но единственное, что отличает героя Достоевского от других «лишних людей» — отсутствие реальных фактов существования героя. Кроме того безымянный герой является образом собирательным. В него входят все читатели-романтики, которые по натуре своей одиноки, автор лишь указывает им на то, что рано или поздно в жизни каждого появится своя Настенька, способная изменить их. И, если Настенька покидает главного героя повести, попросив у него прощения, то, возможно, в жизни читателя такого не произойдет.
Достоевский умышленно не описывает место действия — Петербург. Он не называет улочки, переулки, он просто ведет читателя за героем. Но это не мешает «зрителю» окунуться в мир героя-мечтателя, проследить за ним, почувствовать его.
Говоря о композиции повести, то необходимо сказать, что она непримечательна — четыре из пяти глав имеют название «ночь», а последняя, пятая «утро». Каждая ночь подарила герою незабываемые воспоминания и эмоции, и лишь дождливое утро прекратило их. Следовательно, пятую главу полноправно можно считать эпилогом, в котором в должной мере раскрываются чувства, пережитые героем в предыдущих главах.
Литературные критики привыкли считать повесть «Белые ночи» одним из лучших сентиментальных произведений XIX века.
Вариант 3
Создание прекрасной повести «Белые ночи» начинается еще в начале 1847 года, во времена публикации статьи «Петербургские мечтатели». В газетных статьях Достоевского, которые он писал почти что безымянно, под псевдонимом «Ф.Д», есть большинство фрагментов, что со временем были перенесены в произведение «Белые ночи». Роман был написан в честь хорошего друга автора, что доказывает безумное сходство главного героя — Мечтателя и друга Фёдора Михайловича — поэта, писателя Алексея Плещеева. Сразу после завершения произведения, он был опубликован в газете «Отечественные записки».
Многие придерживаются той версии, что произведение «Белые ночи» относится к жанру повесть, несмотря на то, что сам Достоевский утверждал, что это произведение относится к сентиментальному роману. Объяснение этого утверждения является то, что действия главного героя не заканчиваются трагично, даже наоборот – герой благодарит судьбу за тонкий, чуть ли не прозрачный намёк на счастье, что настигает Мечтателя позже.
Основная и главная тема повести – одиночество в большом городе, в Петербурге. Нестабильное состояние города стало причиной того, что подобное явление в те времена было распространено. Также, сквозь безответную любовь главного героя к Настеньке немало развивается тема любви. Для данной повести характерно особое строение сюжета: в начале описываются вечера и ночи в Петербурге, в то время как завершающая глава называется «Утро». Также, к произведению относят тему поиска смысла жизни, что несомненно пересекается с темой одиночества в Петербурге. Но наиболее подходящей для центральной позиции темой подходят сами мечтатели – люди, живущие в собственном, выдуманном мире, но так зависящие от реальных происшествий и настоящих эмоций.
Главными героями в этом запоминающемся произведение являются молодой петербуржец Мечтатель и его полная противоположность – Настенька. Кроме этих героев, большую значимость имеет третьих персонаж – Петербург. Городок выступает собеседником, другом и старым приятелем автора, выслушивая переживания Мечтателя и, не медля отзываясь на них, тем самым раскрывая и объясняя и раскрывая название произведения.
Повесть ярко наполнено литературными приемами и средствами. Все последующие главы в основном начинаются с различного описания окружающей природы, давая подсказку на счастливый или печальный конец главы, что является одной из особенностей произведения. По мере развития событий, Мечтатель показывает, что вовсе не намерен прилагать какие-либо усилия для достижения счастья – в этом его главный недостаток. Человек должен уметь бороться за счастье, отвоевывать его, ведь он сам вершит свою судьбу, что и пытается донести до читателя автор с помощью произведения. Финал произведения оказался неожиданным для многих читателей рассказа, ведь большинство читателей ожидали совсем иного итога, но Дубровский с того и велик, что мысли его и их закономерность предугадать невозможно.