Произведение относится к одному из наиболее значимых в творчестве писателя и по жанровой направленности представляет собой роман в драматическом стилевом оформлении.
Ключевой тематикой романа является авторское предостережение о предстоящих бедствиях в жизни человечества в виде сознательного разрушения людьми окружающей природы, ее уничтожения и пренебрежение истинными человеческими ценностями, совершая безжалостными и жестокие поступки, приводящие к мировой катастрофе, а также к трагическому финалу жизненного пути отдельных людей.
Название романа имеет символическое значение, поскольку передает необходимость каждого человека делать в собственной жизни нравственный выбор и порой людское решение становится для отдельных личностей плахой.
Композиционная структура романа состоит из трех частей, связанных между собой тремя сюжетными линиями, первая из которых описывает жизненную судьбу главного персонажа произведения в лице Авдия Каллистратова, во втором сюжете представляется судьба волчьей пары в образах Акбары и Ташчайнара. Третий сюжет вводит в повествование новых героев романа, поступки которых приводят к гибели семейства волков.
Основным героем романа является Авдий, представленный писателем в образе бывшего семинариста, рано потерявшего собственную мать и воспитанного отцом, пытающегося осознать смысл божественного земного существования посредством путешествия по степным равнинам. Судьба героя изображается автором в виде трагедии, поскольку в результате его попыток обратить окружающих людей в веру в бога, жизнь Авдия обрывается в результате насильственной смерти.
Трагично заканчиваются и судьбы остальных героев произведения: волчья семья, потеряв свое многочисленное потомство в результате человеческой жестокости, погибает от рук людей, а также пастухи Баразбай и Бостон, между которыми происходит открытое противостояние, завершают свои жизни драматично в форме убийства Бостоном Баразбая и случайного выстрела в собственного сына.
Отличительной особенностью романа является изображение писателем образов волков, которые представляются как истинные представители природного мира, живущего в соответствии с установленными законами и являющего в сравнении с представителями человечества более гуманным и гармоничным.
Роман поднимает многочисленные насущные проблемы человеческого общества, но писатель, к сожалению, не приводит в произведении пути их решения.
Вариант 2
Замечательное произведение Айтматова “Плаха” как раз одно и тех, которое заставляет задуматься и поразмышлять своего читателя над той, или иной проблемой, которая, собственно, и представлена в произведении. Это может быть любая тема: от простого высмеивания любых человеческих пороков, до тяжёлых философских размышлений над смыслом жизни и бытием. В произведение же Айтматова эта тема природа, человека, и их взаимодействия.
В произведении “Плаха” задеваются вопросы о человеческой личности, её отвратительной меркантильной сущности, и алчной натуры. Человек по сути своей, как представлено в произведении, весьма и весьма отвратительное существо, которое не ценит ни себе подобных, ни окружающий мир в котором существует. Однако, как и любом феномене, существуют и исключения, но люди по натуре своей привыкли принижать всех, кто как-либо отличается от них, или же разрушает их стереотипы.
Автор показывает в произведении, что природа стремится найти компромисс с человеком, попытаться сосуществовать с ним в мире. Но, несмотря на все её усилия, наглый человек отвергает все её попытки решить всё миром, из-за чего автор показывает, что пока существует человек, природа и окружающий мир не могут находиться в равновесии и порядке, так как само существования человека подразумевает под собой дисбаланс и отсутствие порядка. Именно это и подчеркивается в произведении через взаимодействие человека и волков. Человек старается уничтожить их, хотя они даже, фактически, не вредят ему, но дабы себя обезопасить он совершает этот отвратительный акт насилия.
Также в произведении присутствует тема отчужденности людей, чей характер и модель поведения выходит за рамки дозволенные стереотипным мышлением устоявшегося общества, которое привыкло уничтожать всё, что выходит за рамки его понимания, и всё то, что якобы нарушает все законы морали, хотя на самом же деле является просто “глотком свежего воздуха” для того же общества. Однако, несмотря на это, общество старается уничтожать всё то, что считает непохожим или отличающимся от себя, что явно видно в произведении. Айтматов явно не доволен этим, но, несмотря на своё недовольство, ему приходиться мириться с данным фактом, так как общество всегда было устроено так, что если что-то выходит за рамки, им самим установленные, то оно сразу начинает отрицать любую причастность к тому, что за них выходит. Потому и данная проблема имеет немалый вес в произведении, ведь она довольна, актуальна даже для нашего времени, и будет актуальна в будущем.
В заключение можно сказать, что произведение Айтматова «Плаха» одно из самых показательных произведений поднимающих проблемы человечества и его взаимодействия с планетой, на которой оно обитает, поднимая темы, которые человечеству поднимать не хотелось бы. Потому Айтматова можно отчасти назвать революционером, так как он не побоялся осуждения со стороны этого общества, и показал всё, как оно есть.
Плаха — анализ романа
Роман Айтманова «Плаха» начинается с волчьей сюжетной линии. Уже на этом уровне мы видим человеческую жестокость по отношению к другим живым существам. Люди оставляют волков без пропитания, убивают их волчат, устраивают пожар рядом с их логовом, затем начинают строительство железной дороги на этом месте.
Люди уничтожают естественную среду обитания животных, изгоняя их из родных мест. Автор не просто так показывает нам историю одной конкретной пары волков. Конечно, под ними подразумеваются все волки, да и не только волки, в целом, это типичный образ, однако конкретизация позволяет читателю сблизиться с хищниками, делает их трагедию максимально личной. Тем самым Айтманов изображает глобальную экологическую проблему, которая не прекращает своего существования и по сей день. Однако ещё более ужасающей является поднятая проблема человеческой жестокости, причём как по отношению к животным, так и относительно других людей.
Далее читатель знакомится с одним из героев романа, Авдием. Этот человек берётся исследовать проблему пристрастия молодёжи к употреблению наркотических веществ. Он внедряется к банде «гонцов», которые нелегально добывают коноплю. Находясь среди этих людей, он понимает, что дело не только в их личных причинах, но также и в общественных. Он чувствует на себе ответственность за этих несчастных подростков, пытается наставить их на истинный путь, однако молодые люди не слушают его и, в конце концов, лишь избивают Авдия, на ходу выкинув его из поезда. Однако впоследствии он не держит на них зла. Мужчина пытается выпустить свой репортаж, но власти против этого, они стараются замять правду, ведь Авдий обвиняет государство в этой социальной проблеме. Оказывается связан он и с волками: Авдий был одним из участников той охоты. Поняв, насколько жестоко они поступают, мужчина попытался прекратить её, но его жестоко убивают. И вот уже дважды видим мы страшную людскую жестокость по отношению теперь уже к человеку. И это не говоря уже о жестокости и равнодушия властей.
Ещё одними героями романа являются Бостон и Базарбай. Автор снова возвращает нас к паре волков, которые в последний раз вывели волчат. Однако детёнышей крадёт из логова Базарбай. Он приносит их в дом Бостона, куда по следу приходят и волки. Бостон пытается выкупить волчат, чтобы вернуть родителям, но него не выходит. Волки продолжаю выть по ночам, начинают даже нападать на людей. Тогда Бостон решает пристрелить их, но убивает лишь волка. Оставшаяся в живых волчица крадёт сына Бостона. Когда мальчик погибает, Бостон убивает виновника этой трагедии – Базарбая, а затем сдаётся властям.
Человеческая жестокость породила столько трагедий, затронув многие жизни, многие семьи. Этот роман является жестоким предупреждением автора о том, что людям стоило бы задуматься, ведь собственная жестокость даже по отношению к более слабым существам может вскоре обернуться против тебя самого.