Антиутопия – это достаточно молодой жанр, который представляет читателю какой-то выдуманный мир или выдуманное общество (как правило – наше собственное будущее), которое рассматривается критически и имеет негативные черты, зачастую — гиперболизированные автором недостатки, уже существующие в нашем обществе.
«451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери – является классическим представителем жанра антиутопии, известным по всему миру. Произведение было написано в 1953 году, после конца ужасной Второй Мировой войны, когда Рэй Брэдбери, изучая это событие, наткнулся на кадры сжигания нацистами неугодных им и их партии книг. Взяв за основу реальный исторический факт, Брэдбери создаёт научно-фантастический роман, описывающий американское общество недалёкого будущего.
В этом обществе человечество достигло впечатляющих результатов в науке и технике – уже существую роботы, телекоммуникационные технологии. Писатель даже предсказал изобретение беспроводных наушников – того вида техники, который еще только-только захватывает рынки электротехнической продукции. Однако в морально-культурной области произошла не просто деградация, а полная перестройка всей системы общения между людьми, получения информации и взаимодействия с ней в целом.
В мире стали главенствовать телекоммуникационные технологии, главным источником информации стал телевизор и близкие к нему каналы распространения (например, радио). Люди разучились работать с информацией в принципе — для потребления им необходима полностью готовая и обработанная кем-то заранее информация, заготовленная для них государством пропаганда, иначе они просто отказываются что-либо воспринимать. Перед нами предстаёт информационное общество «со знаком минус». Но хуже всего то, что в этом обществе запрещено чтение книг. За ними и их читателями ведется охота на государственном уровне, для этого работают пожарные, которые не тушат пожары – они сжигают книги. Именно поэтому название романа было взято не просто так, поскольку 451 градус по шкале Фаренгейта – это температура горения бумаги.
Сделано это для того, чтобы люди так и продолжали потреблять государственную пропаганду, не учились самостоятельно мыслить и анализировать информацию. Брэдбери так же создаёт для нас примеры жертв такой пропаганды, а так же их ценности, их идеалы и взгляды (особенно писатель акцентирует на разрешении семейных ценностей, показывая нам отношения главного героя, Монтэга, а так же его жены, Милдред).
Вчитываясь в строки «451 градус…», невольно задумаешься : «мы ведь движемся к такому же обществу..». И именно на такие тенденции в нашем обществе, как постоянно растущая роль наиболее простых источников информации, отчуждение людей друг от друга, сокращение личного общения между ними, а так же падающее с каждым годом число людей, читающих книги, и сподвигло Брэдбери к написанию своей антиутопии.
История создания
На написание книги писателя подтолкнули реальные события. Самое главное из них – сожжение книг в Третьем Рейхе. Писатель был поражён таким кощунством. Ему показалось, что Гитлер сжигает даже не книги, а живых людей. Также он пришёл в ужас от событий «Большого террора» Иосифа Сталина в СССР, где уничтожались не только книги, но и великие поэты и писатели. Правительство не допускало инакомыслия.
Брэдбери не смог долго выдерживать этот кошмар и решился написать произведение, которое укажет на все эти пороки общества, в котором он живёт. Основой сюжета книги стали его неизданные рассказы «Пожарный» и «Пешеход».
Писатель очень боялся, что люди совсем перестанут читать и в своём произведении он указал на ужасные последствия этого события. Писатель затронул остросоциальные проблемы, происходящие в обществе, показав все недостатки.
Произведение создавалось в публичной библиотеке в Лос-Анджелесе на платной пишущей машинке. Наконец, когда книга была закончена, Рэй никак не мог определиться с названием. Он хотел чего-то особенного. Тогда Рэй решил, что самым лучшим названием будет температура, при которой обычно горит бумага. Так и появилось это необычное название книги. Конечно же, данные были неправильными, однако писателю очень понравилось это название, поэтому он решил не менять его.
Когда книга наконец вышла в свет, а это произошло в 1953 году, она прошла немало цензурных изменений, о которых писатель, как и читатели, не догадывался 13 лет. По его требованию произведение снова стало выпускаться в оригинале.
Сегодня эта книга широко распространена по всему миру и входит практически во все школьные программы.
Жанр: роман
Сюжет и тема
Главный персонаж романа Гай Монтэг работает пожарным и его основная задача – сжигать дома, в которых были обнаружены «запрещённая» литература. Он очень любит свою работу, но порой втайне от всех забирает некоторые книги из сожжённых домов. Монтэгу также очень нравится прогуливаться по ночам и так он однажды знакомится со своей соседкой – Клариссой Маклеллан. Эта девушка значительно отличается от всех жителей города. Она очень любит говорить о природе, чувствах и книгах. Кларисса полностью изменила мышление Гая. Он не может больше нормально выполнять свою работу, решает вообще её бросить и притворяется больным.
Брандмейстер Битти даёт ему время успокоиться, утверждая, что такие моменты бывают у каждого пожарного. Он напоминает ему об «истинном» предназначении их работы, о жизни в современном обществе. Битти также напоминает Гаю о том, что он должен сжечь украденную литературу.
После разговора с Битти Гай пытается разобраться в своих чувствах и мыслях. Он достаёт из вентиляции-тайника украденные им книги и начинает читать, желая понять их смысл.
Монтэг просит помощи у жены, однако она отказывается, говоря, что он их погубит. Потом женщина вообще перестаёт обращать на него внимание и продолжает заниматься своим привычным делом: надевает «Ракушки» и слушает «родственников» по телевизору.
Монтэг вспоминает о старике, которого он повстречал год назад. Фабер когда-то был профессором английского языка. Монтэг общался с ним, хотя поначалу очень напугал старика. Когда он немного успокоился, даже прочитал наизусть несколько стихов и оставил адрес его дома на случай, если старик привлечёт внимание пожарных. После неудачного разговора с женой Монтэг находит карточку Фабера. Он звонит ему и приезжает к нему с просьбой научить понимать смысл прочитанного. Во время разговора они разрабатывают план, с помощью которого можно пойти против системы. Старик даёт Гаю приёмопередатчик, который похож на слуховой аппарат. Союзники договариваются о плане действий: сделать копии нескольких книг с помощью знакомого старику печатника и дождаться войны.
Монтэг приходит на работу с приёмопередатчиком в одном ухе. Этим же вечером в гости к Монтэгам пришли две их соседки – мисс Клара Фелпс и миссис Бауэлс. Пожарный рассердился из-за их пустого разговора и прочёл им стихотворение «Берег Дувра». Конечно же, девушки и Милдред рассказывают об этом пожарным, и Битти специально всё подстраивает так, чтобы Монтэг сам сжёг свой дом. За Гаем в это время наблюдают пожарники и робот-пёс. Монтэг сжигает свой дом, потом убивает и спровоцирующего его брандмейстера, оглушает двух пожарников и сжигает робота. Но пёс всё-таки успевает его задеть прокаиновой иглой и одна нога Монтэга онемевает. Это на некоторое время замедляет его движение. Его уже вовсю разыскивает полиция.
По дороге Монтэга чуть не сбивает машина, но его спасает падение. Бывший пожарник продолжает идти к дому одного из своих коллег Блэка, чтобы подкинуть книги. Сделав своё дело, он отправляется домой к Фаберу. Там, при помощи маленького телевизора, он более подробно узнаёт о своём преследовании. Гай советует своему союзнику избавиться от следов его пребывания здесь, чтобы не подставлять Фабера. Они договариваются встретиться через неделю-две в Сент-Луисе, если останутся живы. Монтэг собирает чемодан со старыми вещами союзника и уходит.
Монтэг идёт к реке и, переодевшись на берегу, заходит в воду. Течение его подхватывает и уносит подальше от города. Полиция, потеряв его след, уходит обратно в город. Через некоторое время Монтэг выходит из воды, находит железнодорожную колею, о которой говорил ему Фабер. Затем он замечает вдалеке огонь и идёт на его свет. Там он встречает группу, люди которой относятся к нему очень дружелюбно и помогают окончательно запутать следы. О его ситуации они знали уже давно, так как у них был портативный телевизор. Вместе с группой Гай, что вместо него в городе убивают ни в чём не повинного прохожего, который случайно оказался на улице в это время.
Новые знакомые оказались членами организации, сохраняющей великие литературные произведения. Все они помнят некоторые книги наизусть, надеясь, что однажды эта информация пригодится людям. Гай тоже присоединяется к их сообществу. Он помнит наизусть прочитанные им книги. Через некоторое время, со стороны, Монтэг наблюдает мгновенную гибель своего города вследствие войны. Его жена тоже погибает там, а старик Фабер спасается, уезжая в другой город.
После гибели города группа отправляется в дорогу. Каждый из них думает о своём.
Центральной темой произведения является роль книги в жизни каждого человека.
Главные герои
Гай Монтэг – главный герой;
Кларисса Маклеллан – подруга Гая Монтэга;
Милдред – жена Гая;
Фабер – друг Гая;
Битти – брандмейстер;
Композиция
В основе композиционной структуры романа лежит антитеза – противопоставление света и тьмы, шума и тишины. Построение традиционное и включает в себя:
Экспозицию – знакомство читателей с главным героем, его миром;
Завязку – сигнал пожарной тревоги, требующий как можно быстрее отправляться на задание;
Развитие событий – Гай знакомится с Клариссой, заставившей его переосмыслить жизнь;
Кульминацию – женщина добровольно остаётся в горящем доме, не желая расставаться со своими книгами;
Развязку – Монтэг примыкает к организации, стремящейся сохранить содержание и смысл книг.