Анализ произведения 13-й подвиг Геракла (Искандер)

Анализ произведения 13-й подвиг Геракла (Искандер)

История создания. Это произведение увидело свет в начале 1964 года. Еще вначале можно заметить сходство с рассказами Древней Греции. В самом заголовке автор намекает на то, что произведение будет связано с мифологией. Все знают, что у Геракла было двенадцать подвигов, поэтому название интригует читателя. В конце становится известно, что никакой это не подвиг.

Жанр. Рассказ.
Сюжет. Новый учебный годпривел с собой в школу нового учителя математики – Харлампия Диогеновича, грека по происхождению. Он выделялся на фоне своих коллег из-за опрятного внешнего вида и сильного волевого характера. Еще на первом уроке у него царила образцовая тишина. Строгую дисциплину дети соблюдали не из страха наказания или угроз. Его тонкий и остроумный юмор позволял так пошутить над нарушителями дисциплины, что все начинали смеяться над ним. Больше всего доставалось Шурику Авдеенко, откровенно слабому ученику и большому любителю списать.
Главным оружием учителя было стремление сделать человека смешным. Тот, кто не желал учиться, подвергался обидным насмешкам. Дети поняли его методику и тщательно готовились к его урокам. Главному герою тоже «посчастливилось» быть осмеянным. Он никак не мог решить запутанную и глупую задачу об артиллерийских снарядах. Уже непосредственно перед началом урока мальчик узнал, что правильно решить задачу удалось  не только отличнику Сахарову, но и его неприметному соседу по парте – Адольфу Комарову или Алику, как он сам себя называл.

Герой очень волнуется, что совсем не подготовил домашнее задание. И вот забрезжила надежда. Доктор и медсестра должны были сделать ученикам прививки от тифа. Они находят  5 «А», а мальчик просит довести медиков до кабинета соседнего класса, который был расположен во флигеле, построенном во дворе школы. По пути он просит, чтобы доктор сделал им прививки в первую очередь, так как их класс должен был отправляться на экскурсию. По правде сказать, мальчик просто хотел помешать проведению урока математики. У него все получается. В 5 «Б» начинается вакцинация против тифа. Алик так испугался, что даже потерял сознание.
Герой хочет позвать скорую помощь, но медсестре удается привести его чувство. Близится конец урока, а Харлампий Диогенович перебирал в руках четки и рассказывал о двенадцати подвигах Геракла. Тогда он упомянул о тринадцатом подвиге и каком-то парне, который решил осуществить еще один подвиг героя мифов, но не из смелости, а из трусливости. Персонаж почувствовал неладное. Тау его вызывают к доске, где он должен решать задачу из домашнего задания. Он опозорен.
Став старше, герой понимает, что преподаватель по математике, насмехаясь над ними, просто закалял детские характеры. Он хотел, чтобы ученики относились к себе с юмором.
Тема. Ложь всегда, рано или поздно, раскрывается.
Главные герои. Рассказчик – центральный персонаж, учащийся в 5 «Б» классе.
Харлампий Диогенович – преподаватель по математике, добросовестный, дотошный, суровый наставник.
Сахаров – старательный ученик, учился на отлично.
Адольф Комаров (Алик) – сидит за одной партой с главным героем. Тихоня и скромный парень.
Шурик Авдеенко – самый слабый ученик в классе.
Композиция. У писателя удивительный стиль. Ненавязчивая и добрая ирония сплетается с выдающимися манерами в русской литературе.
6 класс

Читательский дневник.

Советуем почитать

Оцените статью
Smart-pixel.ru