Анализ повести Железникова Чучело

Создавая данное произведение Владимир Железников хотел обратить внимание общественности на то, какие могут быть жестокие дети.
Сюжет истории таков: главная героиня Лена Бессольцева переходит в новую школу. Однако, одноклассники не так уж радостно принимают девочку. Первое время они хорошо вели себя с Леной, но только на первый взгляд. За спиной дети показывали, кто здесь хозяин и чьим правилам стоит следовать.

Лена старалась наладить хорошие отношения со своими одноклассниками, однако чем больше проходило времени, тем больше одноклассники плохо относились к новенькой. Виной тому было её доброе и мягкое сердце. Она ко всем относилась с огромным великодушием, но не имела личного мнения. Класс прозвал её «Чучелом». Жестокость детей просто не знала границ. Зачинщиками этого безобразия были так называемые лидеры и самые популярные ребята. Девочку буквально убивало такое несправедливое отношение к ней, но поделать ничего не могла. Это была своего рода безысходность. Но через время к ней приходит спасение в виде Димы Сомова, который испытывает чувство неописуемого стыда и жалости в маленькой девочке. Он начинает с ней дружить.

Здесь Владимир Железников открыто презирает родителей и учителей, которые ни в коем образом не смогли воспитать мораль в детях и защитить несчастную девушки. Ведь в рассказе открыто показано, что взрослые поддерживали жестокость со стороны детей.  Эта проблема остаётся актуально и по сей день. Жестокость детей не знает границ, если их не учить ума да разуму.
Один раз весь класс сбежал с уроков, чтобы сходить в кино. Диме невольно пришлось вернуться в класс, потому что забыл копилку. В тот момент его ловит учительница и устраивает допрос, на котором мальчик во всём признаётся. Классу не понравилась, что Дима их сдал. Они решают наказать предателя, Лена, как настоящая подруга вступается, обращая весь гнев бессовестных детей, которые не представляют, что существует какие — то моральные качества и ценности.
Учительница по имени Маргарита Ивановна не принимала никакого участия, что крайне не педагогично с неё стороны. Нельзя было поощрять заводил. Подобное безразличие может привести к трагедии.
Не выдержав такой ненависти Лена умоляет своего деда уехать из этого ужасного города, что они и сделали. Только потом дети понимают, что поступили неправильно и их мучает совесть.
Важно понимать, что именно взрослые могут предотвратить подобное насилие и вырастить действительно достоин.
Анализ 2
Произведение «Чучело» было создано Владимиром Карповичем Железниковым в 1981 году, в его основе оказалась реальная история, случившаяся с племянницей писателя, подвергавшейся безжалостной травле со стороны одноклассников на протяжении полугода, тогда как в этой истории Железников показывает лишь несколько дней из жизни основной героини Лены Бессольцевой. Изначально автор написал пьесу под названием «Бойкот», по его собственным словам, он стремился в этой истории понять, сумеет ли одинокий, ранимый и беззащитный человек выстоять против агрессии окружающих. По словам Владимира Карповича, позднее он решил представить в произведении панораму повседневного существования школьников и объяснить, откуда в совсем юных людях формируются подобная бесчеловечность и отсутствие элементарного сострадания.
История является повестью, относящейся к направлению бытовой прозы, где представлены весьма напряженные и драматичные взаимоотношения в детском коллективе, крайняя жестокость и равнодушие к чужим проблемам, проявляемые подростками. Большинство персонажей и событий, описанных в этом произведении, реалистичны и созданы на основе конкретных прототипов.
В ходе развития событий двенадцатилетняя Лена Бессольцева, переехав жить в небольшой городок на Волге к дедушке, приходит в новую школу. Одноклассники сразу встречают простодушную и непосредственную девочку насмешками и дают ей язвительное прозвище «Чучело», однако на защиту Лены первоначально становится Димка Сомов, с которым товарищи привыкли считаться. Лена начинает считать этого паренька своим лучшим другом, в то же время весь класс готовится поехать на осенние каникулы на экскурсию в Москву.
В последний день перед каникулами шестиклассники прогуливают урок, о чем по стечению обстоятельств Сомов рассказывает классной руководительнице. Бессольцева слышит их разговор, на следующее утро выясняется, что класс наказан за срыв занятия и вовсе не едет в столицу. Ребят охватывают отчаяние и ярость, лидер класса Миронова, прозванная Железной Кнопкой, объявляет, что в их рядах наверняка имеется предатель, сообщивший о случившемся учительнице.
Лена берет вину на себя ради Димки. Она ожидает, что Сомов сознается и объявит всем об ее невиновности, но Димка молчит, а одноклассники начинают жестоко преследовать девочку, откровенно унижают и оскорбляют Бессольцеву, объявив ей беспощадный бойкот, устраивают также сцену сожжения чучела, что становится для Лены наиболее мучительным и нелегким испытанием. Девочка рассказывает обо всем происшедшем своему дедушке, настаивая на том, что ей необходимо уехать из города. Старший Бессольцев решает отправиться в путь вместе с внучкой. В последний день пребывания в этом городке Лена узнает, что одноклассникам все же стала известна правда о предателе, и теперь Сомов стал таким же изгоем среди товарищей, каким еще недавно являлась она сама. Но Бессольцева отказывается объявлять ему бойкот, и после ее ухода из класса ребята испытывают глубокое раскаяние и просят у Лены прощения, несмотря на то, что она уже не присутствует рядом с ними.
Главными героями повести становятся Лена Бессольцева, искренняя, добрая, самоотверженная девочка, принявшая на себя чужую вину и жестоко поплатившаяся за свой бескорыстный поступок, ее дедушка Николай Николаевич Бессольцев, порядочный и интеллигентный человек, увлекающийся сбором картин, которого многие в городе считают чудаком. В событиях также участвуют шестиклассники Димка Сомов, оказавшийся трусом и предателем, принципиальная и в то же время жестокая Железная Кнопка, их товарищи Рыжий, Лохматый, Попов, Шмакова, Васильев, классный руководитель Маргарита Ивановна.
Композиция истории включает в себя 14 глав, в которых излагаются воспоминания основной героини Лены Бессольцевой. Началом повествования становится приход Лены в новую школу, далее описываются ее попытки построить отношения с товарищами и их совместные действия.
Кульминация произведения наступает в тот момент, когда шестиклассники принимают решение пропустить урок. При этом один из лучших учеников класса Димка Сомов сообщает о проступке ребят учительнице, а Бессольцева принимает его вину на себя перед одноклассниками, желая защитить мальчика, который ей небезразличен.
Развязка  происходит, когда школьники узнают правду о том, кто в действительности их предал, после чего они искренне раскаиваются в травле Лены, которая в это время уже покидает город вместе с дедушкой. Главным конфликтом в произведении является противостояние Бессольцевой и ее одноклассников из-за того, что девочка якобы совершила предательство. К тому же постепенно развивается и конфликтная ситуация между Бессольцевой и Сомовым, девочка постепенно окончательно разочаровывается в человеке, которому ранее безгранично доверяла. Проблемы, поднятые в этом произведении, остаются актуальными всегда, читатели не могут не оценить и не запомнить благородство и способность к самопожертвованию юной героини.
Вариант 3
Произведение «Чучело» написано русским и советским писателем Владимиром Железняковым. Оно относится к жанру повести. Анализ данной повести представлен в этой статье.
Главной героиней повести является девочка по имени Лена, которая сталкивается с травлей со стороны своих одноклассников, приехав жить к своему дедушке.
Лена приходит в класс. Сначала она думает, что все веселиться и смеются вместе с ней, но потом узнает страшную правду, что все это время с нее издевались. К тому же ее предает единственный человек, которого она считала другом – мальчик Димка.
Ленка обладает доброй, чистой детской, и потому наивной душой. Поэтому ее ранимая натура не может мириться с этим.
По-всякому Лена пытается наладить свои отношения с одноклассниками. Одноклассники в произведении представлены типичными агрессорами. Они жестоки, несмотря на свой юный возраст. Они обзывают девочку и насмехаются над ней из-за ее дедушки, который ведет аскетический образ жизни и собирает картины какого-то своего родственника. Глупые дети не могут понять, что девочка не имеет никакой вины, что ее дед такой. Железняков делает акцент, что в жестоком отношении виноваты не сами дети, в родители и учителя, которые не совершают никаких действий, чтобы защитить девочку или наказать обидчиков.
Учительница, озабоченная скорой свадьбой и отъездом в другой город, абсолютно не обращает внимания ни на какие проблемы в школе, в своем классе. Страшно, что в некоторых ситуациях, взрослые поддерживали издевательства над Леной Бессольцевой.
В этом произведении Владимира поднимается глобальный вопрос социальной ответственности за поведение своих детей, а также того, как издевательства в школе сказываются на неокрепшей психике. Взрослые не должны быть безразличны к тому, как ведут себя их дети и как кто-то относится к ним. Автор хочет донести до читателя мысль, что дети – это еще далеко не сознательные личности и потому ответственность за их поведение и действия лежит на их родителях, взрослых, которые их окружают, воспитателях. Только они имеют власть предотвратить жестокость и травлю с их стороны.

Оцените статью
Smart-pixel.ru