Анализ повести Записки сумасшедшего Гоголя

Произведение создается во время написания цикла «Петербургские повести», в период увлечения писателем творчества Одоевского, оказавшего значительное влияние на появление истории, основой которой становятся авторские жизненные наблюдения.
Жанровая направленность произведения представляет собой повесть, отличающуюся средним повествовательным объемом, основанным на единственном сюжете и определенном количестве персонажей, описанных в стиле дневниковых записей реалистического направления.

Сюжетная линия повести выстраивается вокруг картины развития сумасшествия главного героя, закончившегося полным безумием.
Композиционная структура повести представляет собой пять частей, на протяжении которых ощущается нарастающее душевное напряжение главного героя. Первая часть является описание никчемного существования персонажа, представленного в образе Поприщина, во второй части, являющейся завязкой основных событий повествуется о мечте героя о браке с дочерью начальника Софи. Третья часть представляет собой развитие действий в виде проявления безумного заболевания главного героя, которое разрастается в четвертой части, кульминации в виде воображения Поприщина себя в качестве наследника испанского короля. Финал повести, описанный в пятой части, представляется трагическим в виде помещения героя в лечебницу с ужасными условиями содержания.

Главным героем повести является Поприщин Аксентий Иванович, представленный в образе чиновника, находящегося в крайне бедственном положении, не имеющего семьи и друзей, пытающегося найти свое место в жизни.
Возлюбленной героя представляется Софи, являющаяся дочерью начальника Поприщина, отличающаяся юностью, красотой, ироничностью.
Второстепенными персонажами повести являются Теплов, являющийся камер-юнкером, выбранным в качестве мужа Софи, а также директор Поприщина, Меджи и Фиделька, подчеркивающие фантастическую сторону произведения.
Основной темой повести представляется изображение образа маленького человека, ощущающего на себе социальную несправедливость, живущего в нечеловеческих условиях, испытывающего отчаяние, болезненные страдания, переживания, результатом которых становится одиночество, перерастающее в безумие.
Своеобразием повести является использование автором особого приема в виде собачьей переписки, представленной воспаленным воображением героя, подчеркивающим драматизм повествовательного сюжета.
Автор пытается раскрыть в повести несколько проблем, одними из которых является уничижительная бедность, человеческое одиночество. Кроме того, одной из проблематик повести представляется вопрос нравственности и морали чиновничьего общества.
Смысловая нагрузка произведения состоит в изображении социального неравенства, заключающегося в угнетении отдельных людей и отсутствии нравственных устоев, причиняющих боль из-за несправедливости существующей общественной системы.
Вариант 2
История создания:
Повесть “Записки сумасшедшего” была написана Н.В.Гоголем в 1834 году. Первая публикация произведения состоялась спустя год в сборнике “Арабески” под названием “Клочки из записок сумасшедшего”. Позднее “Записки сумасшедшего” вошли в сборник “Петербургских повестей”.
Жанр: повесть
Тема:
Тема “маленького” человека — центральная в “Записках сумасшедшего. Главный герой повести небогатый чиновник, который стесняется своей старой шинели, мучается от постоянных угрызений совести, тяготится одиночеством. Отчаянье, которое испытывает Поприщин, доводит его до сумасшествия.
Сюжет:
Мелкий дворянин в чине титулярного советника Поприщин служил в департаменте, где его работа сводилась к переписыванию бумаг. Герой был не доволен своим положением, старой шинелью и низким чином. Он не охотно ходил в департамент. Начальник отделения часто бранит его за плохо сделанную работу.
Поприщину нравилась дочь директора департамента — Софи. Но даже самому себе он не мог признаться в чувствах к девушке.
Однажды герой становится свидетелем разговора двух собак: Меджи, хозяйкой которой является Софи, и Фидельки. К своему удивлению, Поприщев узнает из их диалога, что они ведут переписку. Аксентий Иванович решает похитить письма собак в надежде узнать из них, как к нему относится Софи. Герой проследил за хозяйками Фидельки. Через несколько дней он забрал письма, которые писала Меджи подруге.
Из переписки собак герой узнает о камер-юнкере Теплове, в которого влюблена дочь директора. Отец Софи не против брака. О самом Поприщеве Меджи говорит, как о некрасивом человеке, глядя на которого, ее хозяйка не может сдержать смех.
Письма сильно расстроили Аксентия Ивановича. Через несколько дней он полностью оторвался от действительности. Герой больше не ходил на службу в департамент, большую часть времени он проводил дома.
Из газеты Поприщев узнал о смерти испанского короля. Большое впечатление на него произвело отсутствие наследников престола. В какой-то момент Поприщев решает, что он и есть король Испании.
Герой несколько недель ждал испанскую делегацию, чтобы быть представленным ко двору. Ее задержка в пути сильно его волновала.
Поприщев попал в сумасшедший дом, который принял за Испанию. В последней записи в дневнике герой говорит о то, что у него уже нет сил терпеть страшные мучения в лечебницы: ему обрили голову, лили на нее холодную воду, били палкой за непослушание. Последняя запись Поприщева наполнена отчаяньем и болью: он вспоминает свою маму, просит у нее защиты и жалости.
Главные герои:
Аксентий Иванович Поприщин — главный герой “Записок сумасшедшего”. Поприщеву 42 года. Герой служит в департаменте в чине титулярного советника. У него нет семьи и детей. Поприщев тяготится своим положением. Чиновник тайно влюблен в дочь директора департамента. 
Директор департамента — солидный, честолюбивый мужчина.
Софи — красивая молодая девушка, дочь директора.
Камер-юнкер Теплов — жених Софи.
Начальник отделени — руководитель Поприщева.
Меджи и Фиделька — две собаки, разговор которых случайно подслушал Поприщев.
Мавра — служанка главного героя.
Композиция:
“Записки сумасшедшего” написаны в виде дневниковых записей небогатого чиновника. Они представлены в прямой хронологической последовательности, что говорит о линейной композиции повести.
Экспозиция повести является рассказ Поприщина о его жизни в Петербурге. Герой недоволен своим положением в обществе. Тайно он желает оказаться графом или генералом.
Завязка — главный герой влюблен в дочь директора департамента. Герой мечтает сделать карьеру и жениться на девушке. 
Развитие действия происходит уже в первой записи дневника. В ней читатели видят зачатки сумасшествия Поприщева. Титулярный советник становится свидетелем разговора двух собак, которые к тому же еще и ведут переписку. Главный герой похищает письма одной из них. Из их записок Поприщев узнает о женихе Софи — Теплове. Это обстоятельство повергает его в отчаянье.
Кульминацией повести становится сумасшествие героя. Поприщев считает, что он испанский король. Герой шьет себе мантию из нового вицмундира. С дня на день он ожидает делегацию из Испании. 
Развязка — главный герой попадает в больницу для душевнобольных.
Анализ 3
По первому замыслу, эта повесть должна была представлять комедийный рассказ о жизни чиновников. Но потом Николай Васильевич Гоголь изменил направление жанра, представив произведение в виде записей дневника.
Аксентий Иванович Поприщин, бедный чиновник, завидующий своим губернским собратьям, имеющим возможность взяточничества. Он стыдится своей одежды, думает попросить у казначея денег в счет жалования, и влюблен в дочь своего начальника. Но признаться в этом, ему не хватает духу даже самому себе.
Досугом этого мелкого служащего можно назвать редкое посещение театра и чтение газеты, лежа у себя на диване.
Ничем не примечательная жизнь обычного человека, каких абсолютное большинство в любом городе, ничем не намекает на душевную болезнь этого человека, которая тихо прогрессирует.
Читатель начинает узнавать о душевной болезни главного героя с самых первых строк дневника. Далее Поприщин видит и слышит то, что другие люди не видят.
Герой узнает о планирующейся свадьбе девушки, в которую тайно влюблен и разражается возмущением по поводу того, что счастье достается только генералам и камер-юнкерам. От обиды он решает стать генералом и мстить своим обидчикам.
Попранное самолюбие, мелкая зависть и жгучее желание иметь положение в обществе приводят Поприщина к паранойе и заставляют полностью погрузиться в мир своих фантазий, воображая себя испанским королем. Герой постоянно говорит об этом окружающим, что естественным образом приводит его в психиатрическую клинику.
Душевная болезнь главного героя обогащает его духовный мир, как ни парадоксально это не звучит. Поприщин с королевским достоинством и спокойствием принимает все тяготы судьбы и жестокости и низости лечения паранойи в клинике. Именно здесь и сейчас он начинает понимать всю бренность бытия, что с уверенностью можно обозначить мудростью житейской.
Именно записками сумасшедшего человека Николай Васильевич пытался представить низость душ и нравственную пустоту чиновничьей среды, вырваться из которой подвластно только в иной мир. Будет ли он миром, придуманным или потусторонним, решать нам не дано, так как попранные мораль и нравственность не имеют там права голоса, а уж тем более, решений.

Оцените статью
Smart-pixel.ru