Анализ повести Паустовского Мещерская сторона

Анализ повести Паустовского Мещерская сторона

История создания
В 1939 году была напечатана повесть Константина Паустовского «Мещерская сторона», которая наряду с повестью «Золотая роза» и рассказом «Телеграмма» является наиболее популярной в творчестве писателя. С Мещерой связаны лучшие годы в жизни автора, более двадцати лет он провел в этом краю. Сама повесть выдержала более семи изданий, ее охотно читают и школьники, и взрослые.

Жанр
Паустовский определил жанр своего произведения как повесть. По объему она занимает всего 35 страниц и объединяет 15 небольших рассказов, которые ближе к такому жанру как очерк. Объединяющим началом стал рассказчик Егорыч – простонародное от отчества писателя Георгиевич. Он ведет рассказ от своего имени и связывает все рассказы в единое целое.
Сюжет и тема
Рассказы, входящие в повесть, повествуют о второй родине писателя – Мещерском крае, обширной лесной и озерной территории на границе Рязанской и Владимирской областей. Дополнением и хорошей кладовой полезных ископаемых являются мшары – многочисленные торфяники. Писатель реалистично рассказывает о природе и делает это с огромной любовью. Спокойно, избегая всякой назидательности, Паустовский описывает край, в который он предлагает всмотреться и вслушаться. Леса писатель любовно называет океаном, неброская их красота не сразу бросается в глаза, особенно если это городской человек, к тому ждущий какой –то экзотики. Неспешно течет жизнь в этом краю, в котором живут трудолюбивые и талантливые люди. Писатель подчеркивает, что далеко не каждому они готовы раскрыть свою душу. Только когда почувствуют в приезжем своего, который беседует с ним не из праздного любопытства, тогда они идут на контакт. Люди – наряду с природой этого удивительно края — главное его богатство.

Рассказчик в повести играет особую роль, у него зоркий глас и доброе сердце. Он много видит, замечает, но никого не учит, не пытается как – то изменить жизнь местного населения.
Главные герои
Кроме удивительного рассказчика Егорыча, образ которого связывает короткие рассказы в единое повествование, в них читатель встречается с известными им людьми, среди которых писатель Аркадий Гайдар, большой друг Паустовского, и незнакомыми, как правило, это местные жители, крестьяне, охотники и рыболовы, мужчины, женщины и старики. Со многими из них Егорыча связывают теплые человеческие отношения, например, со стариком по имени Степан.
Композиция
Повесть объединяет 15 коротких рассказов, в которых писатель не ставит цель изобразить Мещерский край по какому – то определенному плану. Нет, это скорее заметки по поводу увиденного и услышанного. Открывается повесть главой «Обыкновенная земля», небольшого вступления, в котором писатель устами Егорыча дает общую характеристику краю и признается в своей любви к нему. Создается некая интрига, писатель пользуется этим и зовет читателя дальше. Ведь узнать край, а тем более полюбить его, можно только если живешь в нем, видишь его леса, луга и мшары, и неторопливо беседуешь с его жителями.
Читатель отправляется в увлекательное путешествие, в котором удивительные описания мещерской природы перемежаются рассказами о встречах с аборигенами. А между ними философские размышления писателя о смысле жизни и ее ценностях. По пути встречаются представители животного мира края. Чего стоит описание водяных крыс или щуки, которая готова располосовать лодку надвое. Писатель зорок, он все видит, все замечает. И с радостью делится своими наблюдениями с читателем, влюбляя и его в этот незатейливый край.
Вариант 2
Это очень описательная, красивая повесть. Она объединена, конечно, общей темой – рассказом о той самой стороне. Автор очень любит этот край. Это чувствуется и в самих описаниях, но Паустовский и прямо говорит, что это его «первая любовь». Даже то, что ему (и местным жителям) не нравится, он ценит. Нельзя же рисовать всё только в светлых красках, а неприятное замалчивать.
Пишет Константин Паустовкий даже о картах. Они могут быть полезны, хотя ландшафт в России очень меняется (от погодных условий). И всё же, изучив карту, проще ориентироваться, узнавать какие-то важнейшие места. 
С самого начала писатель с восторгом описывает леса, поля, даже болота. По ходу повествования вспоминает разные истории. Например, как он с друзьями отдыхал на природе. Однажды они решили пойти на «нехорошее» озеро. Местные жители предупреждали этих туристов, что сами всегда избегают его. Но смелые и даже отчаянные приезжие решили рискнуть. Кончилось это тем, что самый смелый пропал, уйдя один в сумерках. Все уже перепугались, но через время он вернулся – на машине! Его выручил проезжавший мимо водитель. Вот такая байка со счастливым финалом! И в итоге, на то озеро они так и не пошли – только увидели издалека, что вода там черная, деревья все кривые. Что туда ходить?
Отношение к приезжим у местных, в основном, ироническое. Приводится история о том, как приехал в деревню «профессор» рыбу ловить. И пусть бы ловил нормально, у местных бы спросил. Но этот привёз с собой спиннинг, который считается у местных рыбаков штукой почти браконьерской. В основном, у него ничего и не ловилось. Но однажды вытащил он щуку. Удача! Но тут показывается, как по городским людям бьет незнание природы. Он наклонился к своей добыче, а щука его изо всех сил хвостом ударила. Тут его мальчишки обсмеяли. И даже самый смелый так и сказал, мол, нечего ловить, раз не умеешь. Так и вернулся в город рыбак неудачливый.
Автор описывает и общие виды, просторы и дебри. Однако он уделяет внимание и птицам, животным, разным растениям. К примеру, удивительное растение, у которого есть такие головки, как у репья. Вот только они не совсем ровные, а если их положить не той стороной, то они переворачиваются всегда на нужную сторону! Рассказываются также забавные истории о, например, наименовании озер.
Повествует автор и про собственную рыбалку, улов… даже про котов, которые всегда готовы полакомиться его рыбой. Он развешивал рыбу сушиться, а коты начинали с вечера «обхаживать» её. И ночью предпринимали налёт. Но рыбак предусмотрительно вешал добычу так, что мелкие хищники не могли её достать, а сами попадали в ловушку. Если кто-то начинал слишком громко мяукать, то Константину Георгиевичу приходилось выходить ночью во двор.
В общем, через все эти истории автор не только показывает край, жизнь в нём, но и создаёт легкий приятный настрой. В финале обозначено, что ещё много можно рассказать об этом крае!

Оцените статью
Smart-pixel.ru