Произведение является составной частью сборника повестей под названием «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Повествование в повести ведется от лица дьячка некой церкви, являющийся рассказчиком, достаточно отдаленным от автора, изображенным в образе мужчины, много повидавшим в своей жизни, что представляется отличительной особенностью произведения.
Композиционная структура повести является незамысловатой и представляет собой экспозицию в виде описания встречи главного героя с чумаками, завязку, изображающую танец деда, развитие повествовательного действия в форме отчаянных попыток героя отыскать клад и развязки, заключающейся в обнаружении клада, который оказывается мусором.
Сюжетная линия повести имеет в своей основе фольклорные народные сказания, традиционно использующие легенды о проклятых местах и спрятанных там сокровищах.
Главным героем произведения является дед Максим, представленный в образе крепкого, живого, деятельного, веселого старика, отличающегося хвастовством, умением хорошо танцевать и отсутствием какого-либо страха.
Второстепенными персонажами являются внуки деда Максима, которые оживляют сюжетную линию.
Важным элементом повести представляется обнаружение проклятого места, внутри которого герой замечает странные вещи, которые происходят в пространстве и времени, что, естественно, предписывается дедом влиянию нечистой силы.
Своеобразием повести является использование заколдованного места в качестве основного персонажа произведения, представленного в образе играющего с главным героем существа, отличающегося способностью навевать страх и ужас в виде смены погоды, исчезающей неожиданно луны, говорящих бараньих голов и чудищ.
Средства художественной выразительности в повести представляются в виде использования автором яркого и сочного языка в сочетании с украинскими выражениями, предельно точно изображающими народный быт, а также применение искрометного юмора и сатиры, передающих поэтическую лукавую атмосферу повествования, выраженных в метких комментариях рассказчика. Кроме того, сюжет подчеркивается просторечьями, украинизмами, колоритными именами и фамилиями.
Вариант 2
Поскольку «Заколдованное место» относится к циклу «Вечера на хуторе близ Диканьки», в повествовании автор стремится сохранить неповторимый украинский колорит, который умело «приправляет» искрометным юмором.
Сюжет хроникальный, закрытый. Действие практически исчерпано. Оно развивается вокруг одного главного героя. Можно отметить наивную непосредственность произведения, которая так свойственна народным байкам.
Писатель вводит в творение нечистую силу, которая, впрочем, имеет мало чего схожего с мистикой. Образы достаточно яркие – видно, что Гоголь не жалеет фантазии в описании героев, все их реплики продуманы до мелочей.
Довольно часто автор прибегает к народному стилю речи, который так свойственен деревенским жителям. Это делает рассказ живым, а истории – реалистичными и искрометными.
Однако Гоголь словно снимает с себя ответственность за правдивость истории – ведь повествование ведет не он сам, а дьячок местной церкви. Кажется, что рассказ писан «со слов» очевидца. Тем не менее, литератор провел достаточно много времени, придавая творению «народности» — тем не менее, это путешествие в мир небылиц и фантазий.
Памятуя о том, что действие происходит на Украине, Гоголь довольно часто использует украинские слова – учитывая, что основной текст написан на русском языке, это порой выглядит как так называемый «суржик» (смесь русского и украинского), на котором и вправду разговаривают в большинстве украинских сел.
Этот прием делает речь персонажей реалистичной и забавной. Что же касается историй, к ним нельзя относиться серьезно и с полным реализмом. Не оставляет ощущение реального прослушивания народных слухов и поверий.
Стараясь погрузить читателя в атмосферу лукавства, писатель довольно часто «чертыхается» — это добавляет творению непринужденности.
Уникальность творения в народной самобытности. Гоголь описывает жизнь простого люда без излишних возвышенных метафор. Писатель осмеивает жажду быстрого обогащения – сатанические силы же служат неким «отмщением», которое постигло главного героя в воспитательных целях, за его неуемную корысть.
Можно сказать, что это народная поучительная сказка – впрочем, как и большинство рассказов цикла.
Бытует мнение, что пересказы украинских легенд – это воспоминания из детства автора. Так или иначе, данный факт делает произведение еще более непосредственным и трогательным.