Это произведение Николая Васильевича Гоголя имела неоднозначный резонанс в обществе. В примечании к ней, автор обозначил, что основой для написания этого произведения являлись народные предания, переданные Николаем Васильевичем, практически дословно.
Однако собиратели и специалисты по народному фольклору до нашего времени не обнаружили хоть сколько-нибудь похожего на повесть «Вий» предания.
Достаточно простой сюжет повести уравновешивается большим количеством мистики и фантастики, поэтому легок для восприятия и читается на одном дыхании.
Решив заняться репетиторством, главный герой Хома имеет неприятное знакомство с ведьмой, катавшейся на нем всю ночь и заставившей его носиться по лесам и полям. Только наступившее утро и молитва спасли его от неминуемой смерти.
Конечно, после таких событий с репетиторством было покончено, и Хома вернулся в Киев, в свое общежитие.
Но злоключения его на этом не закончились. Ректор его бурсы получает приказ прислать Хому к одному сотнику для чтения молитв над умирающей дочерью. По приезду Хома страшно пугается, потому что узнает в панночке гонявшую его ведьму.
Три ночи, находясь один на один с усопшей в церкви, Хома должен был читать молитвы. Страшные события происходили с ним в эти ночные молебны. Ведьма поднималась из гроба и искала его, летала в своем гробу по церкви в поисках Хомы, но увидеть так и не смогла. Хома нарисовал круг защиты вокруг себя, и ведьма не могла не попасть за пределы этого круга, ни увидеть его.
Третья же ночь молебна ознаменовала трагическую кончину студента-семинариста. На помощь ведьме прибыла вся нечисть, и напоследок панночка приказала позвать Вия — страшное создание, начальника гномов с огромными веками, которые вилами должны были поднимать помощники Вия. От пронизывающего, приводящего в первобытный ужас взгляда, пропадала вся божественная сила всех оберегов.
Так защитный круг Хомы потерял свою силу. Но умереть от рук ведьмы или ее приспешников Хома не успел, он умер от страха.
Гоголь органично переплетает в повести совершенно обыденные картины простого крестьянского быта с мистическими и ужасными событиями.
Время, описываемое в повести характерно переплетением различных верований, никак не взаимозаменяемых друг другом. Помимо единого бога, люди обязательно верят в нечистую силу, настолько, что живут с ней в одном доме, верят в предания, сформированные народными же слухами.