Анализ повести Гоголя Ночь перед Рождеством

По жанровой направленности произведение представляет собой сказочную повесть, написанную в традициях народного фольклора с использованием национальных мифологий, обычаев, легенд.
Сюжетная линия повести разворачивается в преддверии рождественского праздника, в канун которого по народному поверью черт может свершить последний пакостный поступок, что и происходит в повествовании, излагающем кражу чертом месяца, в результате чего случаются многочисленные забавные приключения.

Система образов в повести выстраивается вокруг приключений главного персонажа, представленного в образе кузнеца Вакулы, связанных с его любовью к красавице Оксане.
Вакула изображается в повести в качестве настоящего украинского мужика, вспыльчивого, но одновременно порядочного, честного, трудолюбивого. Оксана описывается в образе гордой и высокомерной красавицы, темпераментной, несерьёзной и ветреной.
Композиционная структура повести представляется трехчастным строением в виде завязки, разговора влюбленных Вакулы и Оксаны, в котором девушка обещает стать женой кузнеца при исполнении им ее желания в виде царских черевичек, кульминации повествования, выраженной в полете Вакулы с помощью черта к императрице, и развязки в виде свадьбы Вакулы и Оксаны.

Отличительной особенностью произведения является использование писателем ярких, незабываемых второстепенных героев, в частности матери Вакулы ведьмы Солохи, представленной в образе кокетливой вдовушки, имеющей многочисленных поклонников, описанной ироническим языком.
Своеобразием повести представляется включение в повествование образа придуманного рассказчика в лице пасечника Рудого, рыженького Панька, иллюстрирующего неповторимую украинскую самобытность.
Кроме того, повесть наполнена поэтическими народными зарисовками в виде отдельных рассказов, тесно взаимосвязанных между собой.
Смысловая нагрузка сказочной повести заключается в победе добра над злом, что традиционно подразумевает величественный и волшебный праздник Рождества, несущий надежду на будущее счастье, заветную любовь и нечаянную радость.
Вариант 2
Николай Васильевич Гоголь – главный мистик русской литературы. В его произведениях перекликаются фольклорные мотивы сказок и поверий с привычным реализмом. «Ночь перед Рождеством» показывает именно народную сторону творчества великого русского писателя.
Будучи уроженцем Полтавской губернии, Николай Гоголь любил родную культуру и литературу трепетной любовью и хотел передать восхищение украинской глубинки. Описанные в повести события прямое отражение воспоминаний о детстве Николая Васильевича. Он сам видел и старух-сплетниц, слышал рождественские колядки, и встречал нечестных попов. Гоголь и сам наверняка принимал участие в праздничных гуляниях и пел обрядовые песни. Именно в таких простых радостях, автор отразил человеческую душу и характер.
События повести протекают в вечер перед Рождеством или, как его ещё называют, «Святой вечер». Согласно поверьям, именно в эту ночь можно встретить нечистую силу, гадать и загадывать желания. В бессмертном произведении Н.В.Гоголя все эти народные верования оживают и происходят на самом деле. Чёрт ворует месяц, кузнец Вакула отправляется из села в столицу за туфельками самой царицы, а хитрая ведьма обращается Солохой.
Интересно, как естественно существует мистическое и реальное в этой повести. Помимо картин волшебной сельской ночи, в повести изображаются пороки, присущие многим людям. Жадность, хитрость, ложь, коварство, гордыня. Некоторые герои так и не переосмысливают свои грехи. Например, незадачливые кумовья, которые, даже попав в серьёзные неурядицы, не осмысливают свои поступки. Но есть прекрасная молодая Оксана, страдающая от собственной гордыни вначале произведения. Далее она обдумывает свой своенравный характер, она осознаёт и принимает свою любовь к Вакуле. И через это чувство буквально проходит очищение. Ей больше не нужны туфли, она молит о том, чтобы её возлюбленный вернулся.
Но, не смотря на сложные, противоречивые характеры персонажей, повесть пропитана юмором. Николай Васильевич смотрит на своих героев снисходительно, слегка посмеиваясь над каждым из них. Ведь нет людей без недостатков, автор это понимает и пытается рассказать об этом читателю.
«Ночь перед Рождеством», безусловно, сказка. Сказка, о вере в лучшее, о человеческих ошибках и их последствиях и прекрасных, трогательных реалиях сельской глубинки.
Анализ 3
Повесть «Ночь перед рождеством» Николай Васильевич Гоголь предположительно написал в период с 1830 года по 1832 год, произведение вошло в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Родиной писателя являлось местечко в Полтавской губернии, где Гоголь появился на свет в 1809 году. Нежные и трепетные чувства к родному дому он сохранил на всю жизнь. Любовь к Украине, к самобытной культуре народа определила его творчество.
Волнующие картины сельской жизни, с ее традициями поверьями и мистикой, веселые и незлобные представители нечистой силы, забавные жители деревеньки, такие сказки привлекают читателя легкостью повествования и незатейливостью сюжета.
Повесть представлена в жанре художественного вымысла. Тут и черт, ворующий луну, и ведьма, летающая на метле, кузнец, перемещающийся по небу верхом на черте. Все эти увлекательные события происходят в сочельник, когда все в предвкушении волшебства и рождественского чуда.
Главные герои представлены как местными жителями Диканьки, так и вымышленными персонажами, в повести тесно переплетается мир реальный и сказочный.
Вакула кузнец, одаренный талантом художника, в свободное от основного занятия время расписывает местную церковь иконами. Его мать Солоха, она же ведьма, персонаж отрицательный, но обаятельный, временами может полетать на метле в ночном небе, да с чертом пошептаться, мечтает стать хозяйкой в доме богатого односельчанина Чуба. У этого Чуба есть красавица дочь Оксана высокомерная эгоистка, капризная и холодная, неспособная оценить искренних чувств влюбленного в нее кузнеца. Черт – пронырливый плут, спешащий как можно больше набедокурить, поскольку у него на все проделки осталась лишь ночь. Загадочный Пацюк, в прошлом казак, а ныне местный лекарь, жители обращаются к нему за помощью, при этом побаиваются, подозревая его в связи с нечистым. Дьяк не столько заботиться о праведности души, сколько балует себя веселым обществом зажиточных сельчан, где можно вкусно поесть и хорошо выпить, также не упустит момента при случае посетить прекрасную Солоху. В итоге оказывается участником курьезной ситуации, попав в мешок с другими ухажерами обольстительницы.
Начинается повествование с описания необычного танца в звездном небе, ведьма и черт с коварным замыслом выбрались на охоту, первая насобирала ясных звезд в рукав, а свинорылый покусился на небесное светило и умыкнул луну.
Вакула не может думать о предстоящем празднике, страстная любовь к гордячке Оксане не дает ему покоя. Шумные компании парней и девчат, веселятся и распевают колядки, посмеиваясь над безутешным кузнецом. В очередной раз Вакула делает признание в любви, в ответ красавица выдвигает казалось бы невыполнимое, условие, достать ей черевички какие бы носила сама царица.
Парень, доведенный до отчаяния бессердечием девушки, готов распрощаться с жизнью, но в последний момент решается обратиться к Пацюку за советом. И тут выясняется, что черт уже в мешке у Вакулы. Он не только заставил черта послужить себе, но и отхлестал его напоследок, наказав таким образом. Прекрасная Оксана получила царские черевички, а влюбленный кузнец добился любви своей ненаглядной красавицы.
Автор в романтичной сказке раскрывает быт и нравы украинского народа. С иронией обличает жадных, трусоватых богатеев и дьяков, и воспевает благородство, смекалку и таланты простых хуторян. И как в любой хорошей сказке, добро побеждает зло, а герои живут долго и счастливо.

Оцените статью
Smart-pixel.ru