Анализ повести Бондарева Батальоны просят огня

Повесть выдающегося советского и российского писателя Юрия Бондарева «Батальоны просят огня» — второе произведение писателя-фронтовика о Великой Отечественной войне. Она впервые опубликована в 1957 году в журнале «Молодая гвардия». Именно это произведение ввело автора в когорту ведущих советских прозаиков, удостоилось благосклонности критиков и читательских симпатий. Повесть дважды экранизировалась: сначала, в 1969 году,  — Юрием Озеровым в его кино-эпопее «Освобождение», а в 1985 году — режиссерами Владимиром Чеботаревы и Александром Боголюбовым — в формате четырехсерийного телевизионного фильма.

Что касается жанровой принадлежности произведения, то это — военная повесть, написанная в строго реалистических традициях, от которых Юрий Бондарев не отступал в течение всего своего творческого пути.
В основе сюжета произведения — один из ключевых этапов Великой Отечественной войны, форсирование советскими войсками Днепра. Эта компания — одна из обеспечивших коренной перелом в войне в 1943 году. Относительно точно определено и место действия произведения географически — Букринский плацдарм южнее Киева. Согласно сюжету двум батальонам 85-го стрелкового полка поставлена задача форсировать Днепр, закрепиться возле деревни Новомихайловка, в окрестностях города Днепрова (вымышленный населенный пункт, в реальности такого города нет). Эти батальоны, которыми комендовали майоры Бульбанюк и Максимов, должны были подготовить плацдарм для продвижения вперед других частей. В решающий момент боя батальоны должны запросить огневую поддержку от артиллерии. Но командир дивизии полковник Иверзев вдруг меняет планы, перебрасывая артиллерию на другой плацдарм, чем лишает батальоны поддержки в самый напряженный для них момент и обрекает на гибель сотни человек.

Главная тема произведения — патриотизм, любовь к Родине, защита ее. Также очень важным «контрапунктом» в произведении идет тема человеческих отношений. Более того, человеческих отношений на войне, когда нет полутонов, когда нервы обычно оголены, когда сразу заметно, кто чего стоит и кто из какого теста сделан.
Главный герой повести капитан Борис Ермаков, которого Юрий Бондарев по большей части писал с себя, поскольку фронтовой путь персонажа и автора во многом сходны. Основной антагонист Ермакова — полковник Владимир Иверзев — служака и карьерист, для которого люди — не более чем «живая сила», который в отличие от Ермакова не способен сопереживать, не способен настолько болезненно переносить смерти боевых друзей. Для Иверзева война — не столько защита Родины, сколько возможность хорошо проявить себя, чтоб на этом сделать карьеру. И он, ничуть не смутясь, обрекает на верную смерть сотни людей ради лучшего, по его мнению, тактического решения.
Композиция повести выстроена таким образом, что эпические военные события предстают перед читателем, как бы преломляясь сквозь «призму» восприятия этих событий главными героями. Это и бой, из которого капитан Ермаков выходит с горсткой людей, оставшихся от двух батальонов, и противостояние Ермакова и Иверзева. В повести немало очень хорошо выписанных батальных сцен, но все они — как бы фон для главной темы — борьбы двух правд, двух характеров, двух человеческих миров.

Оцените статью
Smart-pixel.ru