Анализ поэмы Паломничество Чайльд-Гарольда Байрона

Произведение относится к лирико-романтическому творчеству поэта и представляет собой форму путевого личного дневника, в котором отражаются авторские размышления о жизненном смысле, социальных общественных конфликтах, а также дается оценку современной действительности того периода времени.

Композиционная структура поэмы выполнена в форме четырех стихотворных песен, выстроенных с применением спенсеровой строфы, традиционной для старого английского поэтического творчества, своеобразие которой состоит в добавлении к восьмистишию девятой строки, усложняющей стихотворную рифмовку. Данный прием придает повествованию определенную гибкость и размеренную интонацию, при этом композиционное содержание отличается нарочитой свободой и формой.
В качестве стихотворного размера в произведении используется форма пятистопного ямба в восьмистишии, а девятая строка излагается в виде шестистопного ямба, придавая финальной части каждой из песен смысловое заключение.  
Среди средств художественной выразительности в поэме присутствуют новаторские аллегорические образы, многочисленные эпитеты и метафоры в сочетании со сравнениями и олицетворениями, подчеркивающие описательное, сентиментальное, нежное и возвышенное поэтическое повествование. Кроме того, отдельные фрагменты песен выделяются с помощью музыкальной ритмики в отдельную лирическую миниатюру.

Основным персонажем поэмы является Чайлд Гарольд, представленный поэтом в образе девятнадцатилетнего юноши знатного английского происхождения, почувствовавшего разочарование в собственной жизни и отправившегося в путешествие по европейским странам.
Первая песнь произведения изображает главной своей темой захват наполеоновскими войсками Пиренейского полуострова, Испании и Португалии, при этом поэт выделяет отличия военных действий, осуществляемых с целью завоевания и для освобождения собственных территорий, поддерживая борьбу народов за свободу и независимость. 
Во второй песне поэмы герой отправляется в страны Греции и Албании, рассуждая на тему восточной тирании, выражающейся в тяжёлом положении народа, его скудной жизни, противопоставляя современное время и героическое прошлое греков и албанцев.
Финальные песенные части демонстрируют красоты Франции, Германии, Швейцарии, Италии, которые изображаются в двух ипостасях в довоенном состоянии и послевоенном, при этом автор проводит философское осмысление человеческой природы, сопоставляя прошлое и настоящее.
Произведение, будучи глубоким философским творением, представляет собой поэму, обладающую человечностью, отображающей историю людской печали в виде поэзии мировой скорби. Поэма наполнена необычайной эмоциональной силой, интеллектуальным размахом и философским содержанием, акцентирующем читательскую аудиторию на истинной ценности свободы, любви, природы и поэзии, способных возродить душевный человеческий настрой.
2 вариант
Поэму лорд Байрон начал писать в 1812 году, выпустив в печать первые две песни. Перед этим начинающий поэт пережил очень непростой период в своей жизни, так как его гражданская позиция, отражавшаяся в стихах и поэмах, многих не устраивала. В итоге ему пришлось на какое-то время покинуть родину, отправившись в путешествие по Испании, Португалии, Греции, Мальте и Албании. В роли изгнанника он пребывал в период с 1809 по 1811 годы. Всё это время поэт вёл путевой дневник. Страны, в которых он побывал, и вдохновили его на создание масштабной поэмы, во многом автобиографической. Не случайно Чайльд-Гарольд порой неотличим от самого автора, который вложил в своего героя свои мысли, чувства, стремления.
Жанровая форма произведения – лиро-эпическая поэма, гармонично сочетающая в себе историю странствий лирического героя с развёрнутыми размышлениями автора. Словно забывая о Чайльд-Гарольде Байрон делает отступления от повествования, оценивая события политической жизни того времени, призывая читателя к борьбе за свободу. В поэме много описаний роскошной южной природы, даётся характеристика быта и нравов простых людей, при этом проводится параллель с образом жизни английских обывателей. Поэма состоит из четырёх частей (песней), причём первые две песни по жанру схожи с дневником, который ведёт путешественник в своих странствиях. Спенсерова строфа позволяет автору погрузить читателя во внутренний мир молодого человека, разочарованного окружающей действительностью, ищущего смысл жизни вдали от родины.
Жанр произведения (лиро-эпическая поэма) определяет и его композицию. Повествование нельзя назвать структурированным, ведь рассказ о главном герое то и дело перемежается лирическими отступлениями, вставками, балладами. Тематика же поражает разнообразием – здесь отразились основные события жизни первой трети XIX века. Это национально-освободительная борьба народов  против захватнических планов Наполеона и турецкого султана. Здесь же можно почерпнуть множество сведений о жизни народов Греции, Албании и Испании.
Главный герой поэмы – представитель дворянского рода, который пресытился праздной жизнью. Его характеризуют духовная опустошенность, беспокойство и разочарование. Это романтичная натура, стремящаяся к жизни, полной опасных приключений. Подобно самому Байрону Чайльд-Гарольд стремится познать себя и окружающий мир, найти своё место в жизни. Он «бросает свой замок родовой», садится на корабль и уплывает в далёкие страны. Видя картины освободительной войны в Испании, герой начинает прозревать, и отныне его основным качеством становится непримиримый протест против всякого гнета. Он одновременно восхищается красотами природы, и негодует при виде несправедливости. Герой с восторгом описывает подвиг девушки из Сарагоссы, которая ведёт в бой против иноземных захватчиков своих соотечественников, подавая другим пример бесстрашия.
Ещё один персонаж поэмы – лирический герой, за которым скрывается лорд Байрон. Порой невозможно понять, когда с читателем делится своими мыслями Чайльд-Гарольд, а когда – сам автор. Байрон настолько не удовлетворён своей ролью пассивного наблюдателя, что в четвёртой песне совсем убирает основного героя из повествования.

Оцените статью
Smart-pixel.ru