Начало создания произведения связывается с нахождением автора в Тифлисе по окончании его дипломатической миссии в Персии под воздействием впечатлений от творчества французского классика Мольера. Впоследствии работу над комедией писатель продолжает в Москве, взяв за основу свой личный опыт общения с представителями дворянского сословия.
Жанровая направленность произведения представляется сочетанием трех литературных направлений в виде реализма, классицизма и романтизма. Классицизм выражается в изображении единства действия, места и времени, а также в использовании говорящих фамилий и классического любовного треугольника. Романтизм выражается во включении в состав персонажей одинокого главного героя, превосходящего окружающих моральными качествами, но не обладающим большим влиянием. Реалистические элементы проявляются в большом количестве героев. Соответственно, жанровая направленность комедии является неоднозначной.
Композиционная структура пьесы состоит из четырех действий, первое из которых представляется экспозицией, второе является завязкой сюжетной линии, третье – кульминация, а четвертое – финал.
Основной темой произведения является изображение вечного противостояния поколений в сочетании с описанием дворянских нравов, затрагивая проблемы одиночества, образования, любви, крепостного права, семейных традиций.
Сюжетная линия представляется посещением молодым дворянином Александром Чацким московской дворянской семьи Фамусовых, на дочери которых он планирует жениться, однако вступает в острый конфликт с представителями семейства.
Основной персонаж пьесы представляется в лице Чацкого, изображенного в качестве симпатичного юноши, искреннего и образованного, одержимого прогрессивными идеями. Помимо него, главными героями являются Фамусов, пожилой дворянин, обладающий огромным влиянием, отличающийся пошлостью, лицемерием, жестокостью, а также его дочь Софья, наивная девушка, подверженная влиянию окружающих, пользующихся ее доверчивостью.
Одним из ярких второстепенных персонажей в пьесе представляется Молчалин, изображенный в качестве секретаря Фамусова, небогатого молодого человека, являющегося коварным карьеристом и интриганом, соблазнившим Софью, а также Скалозуб, описанный в качестве невежественного солдафона, быстро сделавшего армейскую карьеру.
Главной мыслью произведения является изображение конфликта между старым и новым поколением дворянского общества.
Вариант 2
На написание пьесы было потрачено два года. Данную пьесу нельзя отнести к жанру комедии, несмотря на то, что сам автор считает «Горе от ума» комедией.
В пьесе существует драма и трагедия. Финал пьесы, так же – трагический. Пьеса состоит из двух видов конфликта: любовной драмы и противостояния нового времени — старому. Также, имеет место романтический конфликт.
Писатель осуждает карьеризм, несправедливость крепостного права, невежество, проблему воспитания, солдафонство. С помощью второстепенных персонажей, которых автор добавил в свою пьесу, Грибоедов, прибегая к сатире, осуждает глупых, лживых, пошлых людей, занимающих хорошие должности и положение в обществе, но не вызывающих никакого уважения по отношению к себе. Даже лучшие моральные качества хорошего человека, могут быть утрачены под влиянием большинства (общества Фамусовых). Так, обстоятельства вынудили Молчалина (хорошего человека, обладающего положительными качествами) изменить своим моральным принципам. Ради того, чтобы добиться успеха, герой вынужден жить по канонам этого общества, приспосабливаться к среде.
Фамилии некоторых персонажей – говорящие. Фамилия «Молчалин» намекает читателю о том, что персонаж – скрытая натура, лицемер. Фамилия «Скалозуб» — человек с хамским характером.
В наши дни, люди используют крылатые выражения и цитаты Грибоедова, сами того не подозревая. Название отражает саму идею и суть пьесы. Главный герой не смог найти свое место в обществе и отвергнут этим обществом, только по причине того, что он умнее других людей. В этом и заключается основная проблема: что же хорошего можно сказать об этом обществе, которое отвергает умного человека, считая его безумцем. Чацкий выглядит в глазах общества безумцем, так как он единственный, кто не гонится за деньгами, статусом и чинами. Обществу не удобно менять свою привычную жизнь, ради одного человека, который пытается объяснить целесообразность перемен в соответствии с требованиями настоящего времени. Обществу предпочтительнее объявить этого единственного человека — сошедшим с ума, чем прислушаться к нему.
В данной комедии раскрываются проблемы крепостного права, образования, служения государству. Примечательно, что автор не делит своих персонажей строго на положительных и отрицательных героев. Все они имеют как положительные, так и отрицательные качества. К примеру, Чацкий – честный, умный, независимый и смелый человек. Но в то же время он – вспыльчивый, импульсивный и обидчивый. Фамусов, несмотря на свои отрицательные качества, является еще и прекрасным отцом.
Анализ 3
Одним из самых удивительных произведений девятнадцатого века по праву считается комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума». Она создавалась писателем в 1822-1824 годах, спустя десять лет после Отечественной войны 1812. Во время написания пьесы Грибоедов вдохновлялся рассказами своей подруги детства Евгении Греховой.
«Горе от ума» содержит в себе элементы различных литературных направлений, таких как: классицизм, романтизм и реализм. В комедии соблюдено одно из трех единств, включенных в нормы классицизма: единство времени. Однако, другие законы классицизма не соблюдаются: в комедии четыре действия, вместо пяти; отсутствует единство действия: в произведении две сюжетных линии.
Также следует обратить особое внимание на композицию произведения. Она кольцевая: все началось и закончилось в доме Фамусова.
В основу комедии положен общественный конфликт. Это конфликт разных характеров и мировоззрений, в котором Александр Андреевич Чацкий выступает против всего московского общества. Чацкий ярый противник крепостничества. Он хочет служить делу и считает службу деятельностью во имя всеобщего блага, в то время как остальные используют служение для удовлетворения личных целей. Это подтверждается его фразой: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Александр Андреевич против подражания иностранному, он считает что сохранение культуры и традиций собственного народа куда более важно. Также Чацкий «не признает властей», выступая за свободу личности.
Второй, не менее важной основой произведения является любовная линия. Грибоедов вышел за рамки общепринятого, разрушив «любовный треугольник» и создав «любовный квадрат». В центре данного «квадрата» находится девушка Лиза — служанка дома Фамусова. Она влюблена в другого слугу, Петрушку. В то же время девушке оказывают знаки внимания Фамусов и Молчалин, В последнего влюблена дочь Фамусова, Софья. В которую, в свою очередь, влюблены Чацкий и Скалозуб. В конечном итоге мы получаем длинную цепочку любовной интриги комедии.
В заключении можно сказать, что пьеса Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума»- это сложное произведение с кольцевой композицией, имеющее в своей основе общественный конфликт и любовную линию. Данная комедия показывает нам, насколько сильно нежелание перемен у общества. Произведение учит тому, что не следует бездумно подражать кому-либо, а быть самим собой, как бы тебя не осуждали.
Горе от ума — анализ комедии
Произведение Грибоедова «Горе от ума» является признанным трудом великого писателя.
Вся идейная суть выведена в название пьесы. Здравый ум главного героя Чацкого доставляет ему массу проблем, в результате которых он оказывается отвергнутым в окружающем его обществе. Чацкий испытывает неудобство, находясь в обществе людей, которые считают его безумцем. В многочисленных речевых столкновениях каждый пытается выказать свой ум. Представители дворянства во всем пытаются получить выгоду и все, кто не гонится за наживой, становится полным безумцем в их глазах.
Согласится с мнением Чацкого, консервативные представители дворянства не могли, так как никто из них не был готов подстраиваться под новый формат времени. Чтобы мнение Чацкого не было услышано, его объявляют сумасшедшим.
В пьесе присутствуют сразу два конфликта, которые носят социальную и любовную направленность. Социальное неравенство прослеживается в столкновении взглядов современных и давно устаревших.
Давние любовные воспоминания толкают Чацкого зайти в дом Фамусова, где он застает Софью в растерянности. Чацкий задумывается о причинах охлаждения чувств Софьи. Вопросы на этот счёт он задаёт каждому, в ходе диалогов выясняется, что мнения и переживания Чацкого никто не способен понять.
Грибоедов наделяет своих героев как положительными, так и отрицательными качествами. К примеру, Чацкий наделённый умом, честью и смелостью, также обладает вспыльчивостью.
Писатель, работая над пьесой в стиле классицизма, наделяет своих героев «говорящими фамилиями». Фамусов — образовано от молвы, этого персонажа тревожит общественное мнение. Репетилов — повтор, герой, у которого нет личного мнения, он способен лишь повторять.
Во время анализа пьесы «Горе от ума» можно заметить определённое своеобразие. По традиции данная пьеса является первой, которая написана в русском реализме. Также можно заметить и множество черт классицизма, к которым относятся говорящие фамилии, единство времени и места. Противоречие вызывает отсутствие единого действия. Одновременное развитие двух конфликтов вызывает противоречие традиции классицизма.
В наше время часто можно услышать такие обороты речи, как «свежо предание, а верится с трудом», «счастливые часов не наблюдают» — автором всех этих строк является мастер слова Александр Грибоедов.
Автор подошёл к написанию с личным стилем, который легок в чтении и запоминании. В памяти русского народа сразу нашлось место для новаторского слога. Пьеса остаётся достаточно понятной и актуальной по настоящее время, во многом благодаря мастерскому подходу писателя.
9 класс